«От чего ты устала?» Диалог на пути к вовлеченному отцовству
В январе 2021 года американский национальный координационный центр ответственного отцовства NRFC запустил социальную кампанию #Dadication. Серия видеороликов призывает отцов уделять время своим детям, даже если воспитывать их не всегда легко. На предстоящих саммитах отцов в Америке и в Австралии будет подниматься тема вовлеченного отцовства как помощи женщинам в семье при эмоциональном выгорании. Эксперт по психотерапии проекта SelfMama, врач-психиатр Маша Скрябина и основатель платформы «Фемософия» Ольга Нечаева рассказывают, как диалог может помочь понять мужчинам, почему важно вовлеченное отцовство
Тот факт, что домашний труд в основном ложится на женские плечи, — не новость. Цифры недавних исследований лишь подтверждают печальную картину: мамы выгорают и нуждаются в помощи. Исследование, проведенное компанией Motherly в 2019 году, показало, что большинство американских мам (61%) сами выполняют большую часть домашних дел и обязанностей, а 62% не помнят день, когда у них не было каких-либо обязательств и времени на заботу о себе больше одного часа в день. Кроме того, недавнее исследование, опубликованное в журнале Sex Roles, показало, что почти 90% матерей в браке говорят, что несут полную ответственность за распорядок своей семьи.
Исследование 2018 года было одним из немногих, которое рассматривало причины именно материнского выгорания. Среди них названа глубокая физическая и эмоциональная усталость, отсутствие поддержки, одиночество, потеря ощущения отдельности себя, чувство вины, страх. Казалось бы, с развитием цивилизации, эмансипацией женщин, появлением все большего количества изобретений, облегчающих тяжкий физический труд, должно становиться легче. Почему же такое количество современных матерей близки к выгоранию?
Много лет назад Абрахам Маслоу сформулировал основы теории базовых потребностей личности, в его список кроме физиологических вошли также эмоциональные потребности. Позже Джеффри Янг, основатель схема-терапии, выделил и описал базовые эмоциональные потребности личности:
Заключение особей человеческого вида в ограниченное пространство бетонной коробки неминуемо приводит к фрустрации важнейших устремлений человеческой души. Если к этому физическому ограничению прибавить нагрузку бытового менеджмента, включенность в родительскую роль, тревожность от неопределенности и многозадачности, то речь пойдет о нарушении почти всех базовых эмоциональных потребностей. В условиях погружения в домашнюю рутину наш организм работает в стрессовых условиях: успеть совместить работу и нагрузку по дому, проследить за воспитанием ребенка, заказать еду, оплатить счета, не забыть про поделку и день рождения одноклассников, записаться к врачу… Наш мозг постоянно думает, думает, думает, планирует, принимает решения, оптимизирует, просчитывает. Но при такой когнитивной работе на износ не происходит эмоционального наполнения. Сосуд эмоциональности опустошен из-за наложенных ограничений, нехватки времени, пространства, внимания к себе самой. Так начинается порочный круг выгорания: тревога и постоянный бег в колесе не оставляют времени на то, что позволяет нам восстанавливаться эмоционально — побыть в тишине, заняться спортом, разгрузить мозг прогулкой и созерцанием, побыть с теми, кто наполняет нас чувством близости и заботы. Без этого восстановления мы все хуже «успеваем», все быстрее бежим, все вернее выгораем.
Пандемия и карантин только усугубили эту ситуацию. Организация «ООН-Женщины» провела исследование и выяснила, что во время пандемии женщины стали тратить еще больше времени на работу по дому и уход за детьми. В среднем только на заботу о детях у женщин уходит более 30 часов в неделю — это сопоставимо со временем, которое люди проводят на обычной работе.
Но пандемия сделала эту невидимую вторую работу чуть более заметной. 60% женщин по всему миру и 54% мужчин заявили, что с начала пандемии выросло количество часов, которые они тратят на работу по дому. Конечно же, она никак не оплачивается и суммируется со временем, которое люди тратят на зарабатывание денег. При этом 28% женщин и 16% мужчин заявили, что увеличилось не только количество времени, которое они тратят на домашние дела, но и их интенсивность.