Десять заповедей карьериста
Эта статья сделает из тебя первоклассного босса. Прочти ее – и люди больше никогда не будут плевать в тебя жеваными деньгами, приходя за прибавкой к зарплате.
Не особенно полагаясь на собственные силы в деле устройства твоей карьеры, мы решили обратиться к профессионалу. Выбор пал на Игоря Кривулина, ведущего консультанта Центра подготовки персонала «Класс». Помимо прочего Игорь оказался создателем тренинга «Управление компанией по-мужски». Хотя, не будем скрывать, в его пользу нас склонило главным образом то, что под конец беседы он не попросил одолжить ему денег, как другие.
Почему «по-мужски»?
Первым делом мы спросили у Игоря, почему его тренинг называется именно так. Развеяв наши подозрения в тайном шовинизме, эксперт объяснил: «Как правило, в крупной организации мужчины расположены очень своеобразно: их много на самом верху, в топ-менеджменте и в самом низу, на непрестижных должностях. На роли исполнителей, умеющих работать вдумчиво и методично, компании предпочитают нанимать женщин». И именно эти женщины, по словам Игоря, часто приходят на тренинги и на его занятия в том числе. «Они хотят понять, чем мужская власть, мужская харизма отличается от женской. Между тем никакой секретной формулы тут нет. Почти нет».
Из получасовой вводной лекции нашего эксперта мы заключили, что менеджмент бывает двух типов. Первый — это классический патернализм. Босс в этом случае играет роль царя или, скорее, главы семьи. Для такого человека внешние проявления его власти (и лояльности) часто бывают важнее текущих результатов. Харизма такого человека держится на том, что он берет на себя ответственность за всех и за все. «Он не ждет, что человек, взвалив на себя задачу, справится с ней. Ему важнее, чтобы служащий, вне зависимости от результата, приходил к нему и отчитывался: «Вот, Пал Семеныч, сделал!» или «Не погуби, отец родной!» К счастью, такой тип управления постепенно отмирает, особенно в крупных городах России, — вместе с крепостничеством и правом первой ночи, которые, говорят, в провинции еще сохранились.
На смену «барину» приходит новый тип мужчины-менеджера — «игрок». Люди этого типа рассматривают бизнес как многоходовую партию, а своих коллег — как крупных и не очень фигур. Иерархичность при этом исчезает, по крайней мере внешне. Все в компании обращаются друг к другу на «ты», даже за пределами сауны, а обязанности и льготы распределяются относительно честно.
«И поскольку именно такой тип управления будет главенствовать в большинстве структур в ближайшие годы, остановимся на нем подробнее», — заключает Игорь.
Теория игр и хаоса
Твоя компания до сих пор управляется патриархом-самодуром? Не спеши бежать из нее впоисках лучшей доли, вернув в АХЧ выданные тебе в первый день работы кандалы и счеты. При кажущейся лучезарности у компании, управляемой «игроками», тоже есть свои минусы, причем вытекают они напрямую из плюсов.
«Неудивительно, что такие структуры добиваются, как правило, наилучших результатов на рынке,– размышляет вслух Игорь.– Если хотите метафору, компания растет в том случае, если давление, хаос внутри нее оказывается сильнее хаоса снаружи. „Игровая“ модель ведения бизнеса позволяет создавать напряжение, способствует появлению свежих идей и инициатив. Но фактически работники тут должны быть всегда начеку, как в джунглях».
Такой вот, казалось бы, неутешительный вывод. Однако не спеши отчаиваться. Да, бизнес — игра, и правила ее не прописаны. Однако это не только лишает тебя защиты и возможности апеллировать к судьям. Недетерминированность означает и то, что пробиться на следующий уровень и набрать побольше очков легче легкого. Для этого нужно всего лишь перестать играть в навязываемую тебе игру и слегка изменить правила в свою пользу. Мы научим как. Но для начала…
Тест: дрожащая ли ты тварь?
Эти вопросы, по мнению Игоря, помогут тебе понять, есть ли у тебя шансы встать у руля компании или добиться хотя бы мало-мальского головокружительного взлета.
Нарисуй простую схему. Расставь своих коллег на разном расстоянии от своего непосредственного начальника в зависимости от степени доверия и уровня компетентности. Обозначь свое место в этой схеме. Если это слишком сложно, просто выпиши трех союзников босса, работающих в твоем отделе, и трех — за пределами отдела. Приведи по два примера личностей, которым босс не доверяет и с которыми враждует.