Баловень судьбы: каким мы запомним Жан-Поля Бельмондо
6 сентября на 89-м году жизни умер Жан-Поль Бельмондо, звезда фильмов «На последнем дыхании», «Профессионал» и «Великолепный». Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о наследии французского актера
«Бебель» — так во Франции ласково называли вечного оптимиста с широкой улыбкой Жан-Поля Бельмондо. Он был настоящим народным любимцем — на его фильмы люди ходили толпами, даже какая-нибудь безделушка вроде фантастической драмы «Возможно» 1999 года удостаивалась звания лидера проката. А ведь ему в кадре уже было за 60. Любовь к Бельмондо не случайна — он редкий пример актера, способного удержать у экрана практически любого зрителя. Его особенная внешность, сочетающая в себе одновременно идеалы романтичной мужественности и отталкивающие черты откровенного злодея, стала визитной карточкой на долгие годы.
Бельмондо не сразу стал звездой, для этого ему пришлось перепробовать себя в десятке фильмов, в которых ему доставались, как правило, второстепенные роли, где он толком не мог себя проявить. А в его первой работе — в полнометражном кино «Пешком, верхом и на машине» Мориса Дельбеза — Бельмондо просто вырезали из финальной версии.
Его карьеру запустил Жан-Люк Годар. Начинающий режиссер, тогда еще кинокритик в журнале «Кайю де синема», Годар впервые снял Бельмондо в своей короткометражке «Шарлотта и ее Жюль». Правда, «забрал у него голос», озвучив персонажа самостоятельно. Но визитной карточкой для обоих стала их следующая совместная работа — криминальная драма «На последнем дыхании».
В 1960 году попавшая на Берлинский кинофестиваль лента Годара «На последнем дыхании» стала главной премьерой смотра. Помимо того, что сам фильм оказался по-настоящему революционным, он представил публике Бельмондо, сыгравшего роль Мишеля Пуаккара, преступника-киномана без принципов, отчаянно мечтающего быть похожим на звезду Голливуда Хамфри Богарта. Животная, одновременно отрицательная и невероятно притягательная