«Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского: грандиозная киноопера про силу искусства
В марте в прокат вышел «Нос, или Заговор «не таких» — монументальная работа классика отечественной анимации Андрея Хржановского. Чего стоит ждать от проекта, на реализацию которого ушло более полувека — в материале Forbes Life
Идея превратить в анимационный фильм авангардную оперу Дмитрия Шостаковича «Нос» (по одноименному произведению Гоголя) пришла Хржановскому еще в конце 1960-х, во времена учебы во ВГИКе. Он даже получил личное разрешение композитора — тот очень лестно отзывался о дипломной работе Хржановского «Жил-был Колязин» (этот фильм на долгое время запрещенной советской цензурой — Forbes) и сам предложил превратить свой спектакль в фильм.
Тогда сделать это было невозможно: оперу еще в 1930 году сняли с театральных сцен и держали в опале более 40 лет — классический сюжет, в котором работник государственной системы теряет собственный нос, а вместе с ним лицо в обществе, был крайне провокационным для только набиравшей обороты советской власти. Так что до отечественных экранов задумка Хржановского добиралась более 50 лет и вышла только в 2020-м под заголовком «Нос, или Заговор «не таких».
Фильм делится на три акта, или «сна». В первом мы наблюдаем за анимационной постановкой оперы Шостаковича, своего рода грезами самого композитора. К гоголевскому сюжету о сбежавшем носе Хржановский добавляет микс из эпох и настроений: в канцелярских конторках чиновники в винтажных мундирах сидят за вполне настоящими компьютерами, а демонический шнобель асессора Ковалева разъезжает по имперской России на лимузине.
Эта фантазия перетекает в следующий эпизод, центральным участником которого является Сталин — скорее всего, эти видения принадлежат Михаилу Булгакову, для которого желание встречи с вождем народа было своего рода навязчивой манией до конца жизни. Иосиф Виссарионович, разыграв странную сценку с сапогами не по размеру, отправляется на ту самую оперу — и, углядев в ней нечто опасное, накладывает вето на постановку. Наконец, третий сон — это уже, видимо, сон Сталина, в котором он, под музыку из «Антиформалистского райка» все того же Шостаковича, рассуждает, как было бы здорово всех авторов «ненародной музыки» отправить в лагеря. К сожалению, мечтам порой суждено сбываться.