Раскопки вокруг города, который Юрий Долгорукий объявил столицей до Москвы

Суздальская вертикаль власти

Анна Героева

Изучение элементного состава металла в центре коллективного пользования ИА РАН. Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

В Москве представлена двухтомная монография «Археология Суздальской земли» — результат двадцатилетних археологических изысканий в Суздале и его окрестностях, Суздальском Ополье. Спектр исследований многосторонне освещает средневековую культуру и историю центрального региона Северо-Восточной Руси. Одновременно книга станет посвящением городу, который в 2024 году празднует свое 1000‑летие.

Суздальское Ополье, сохранившее свой сельский уклад со времен Средневековья, стало настоящим кладезем находок и открытий для ученых Института археологии РАН. К настоящему моменту экспедицией под руководством академика РАН Николая Макарова открыто и обследовано более четырех сотен памятников прошлого.

Медь и золото

Найдены многочисленные предметы быта, вооружения, ювелирные украшения из серебра и медных сплавов, а также уникальные артефакты — печати княжеского рода Рюриковичей, свидетельства живой и крепкой административно-экономической связи села и города. Разнообразие материалов, из которых изготовлены древние артефакты, приводит и к разнообразию методов их изучения, делая археологию полем для плодотворного взаимодействия гуманитарных и естественных наук.

Старший научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Ирина Зайцева аккуратно помещает блестящую с чернью подвеску с небольшой коррозией в резервуар лабораторного прибора, нажимает нужную кнопку, задает компьютерную программу, аппарат откачивает воздух до вакуума и на экране через пару минут появляется изображение подвески в ее естественном виде. Ученая увеличивает изображение находки и выводит его на монитор в масштабе 1:500.

«Видите? Вот эта подвеска, найденная в Суздальском Ополье в ходе экспедиции Института археологии, украшена чернью. Теоретически мы знаем, что она изготовлена из бронзы, но чтобы убедиться в этом, наводим курсор на конкретную точку… Вот! Теперь можно изучить все детали этой черни в отдельной точке, сделать ряд научных наблюдений»,— говорит Ирина Зайцева.

Изучение изображений знаков Рюриковичей. Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Лабораторный прибор выполняет функции микроскопа и анализатора. Помещенную в резервуар очередную находку в вакуумной камере сканируют два электронных пучка. Отраженные от поверхности предмета электроны попадают в детектор, который их регистрирует, и минут через десять на экране монитора появляется результат лабораторного анализа в виде обычной таблицы. Данный артефакт с небольшой чернью, добытый в городищах под Суздалем, состоит из меди (41%) и олова (52%) с небольшой примесью железа. Однако этот результат назвать точным нельзя: поверхность всех находок из земли суздальской из-за особенности почв покрыта коррозией. Для достоверного результата необходимо этот слой удалить.

Ничего удивительного в находке нет. Почти все из них, найденные в Суздальском Ополье за последние 23 года, состояли из меди и олова, так как принадлежат к XI–XIII векам, когда до начала добычи благородных металлов золота и серебра на Руси оставалось без малого 300 лет. Поэтому артефактов из ценных металлов на столе у старшего научного сотрудника отдела средневековой археологии Института археологии РАН Нани Угулавы нет, за исключением маленького золотого крестика, тоже добытого под Суздалем.

Кто его носил, ученым выяснить пока не удалось. Однако серебро на территорию Северо-Восточной Руси в Суздаль в Х веке в виде арабских монет привозили с современных территорий Афганистана и Узбекистана, где были соответствующие рудники и велась добыча серебра. В XI веке эти рудники были выработаны и производство серебра резко упало. Тогда металлы в Древнюю Русь начали привозить уже из Чехии и Германии кораблями по Рейну. Так же привозили свинец, который уже в XI веке добывали на территории современной Польши.

Алькасар. «Всё спокойно» Алькасар. «Всё спокойно»

Как древняя фортификация Алькасар получила мировую известность

Как появилась технология распознавания текста: функция в смартфоне, благодаря которой мы забыли про ручной ввод Как появилась технология распознавания текста: функция в смартфоне, благодаря которой мы забыли про ручной ввод

Что происходит с системами распознавания текстов и документов сегодня

Дело Важинского Дело Важинского

Как погиб главный конструктор автозавода имени Сталина

Автопилот
«Бессмертная жизнь Генриетты Лакс»: как ученые пытались культивировать живые клетки «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс»: как ученые пытались культивировать живые клетки

Глава из книги «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс»

Комиссарши в пыльных шлемах Комиссарши в пыльных шлемах

Прекрасные дамы, которые активно участвовали в революции

У этого животного совсем нет извилин. Но оно скорее умрет не от глупости, а от венерического заболевания У этого животного совсем нет извилин. Но оно скорее умрет не от глупости, а от венерического заболевания

Эти животные слишком ленивы, чтобы умереть

Однажды в Ростове Однажды в Ростове

История одного особняка

Новый очаг
Сделано набело Сделано набело

Автор проекта Мария Единая преобразила устаревший интерьер

Жизнь в недостатке: каких кадров не хватает российскому онлайн-ретейлу Жизнь в недостатке: каких кадров не хватает российскому онлайн-ретейлу

Каких специалистов недостает в российском онлайн-ретейле и что с этим делать

Четко по расписанию Четко по расписанию

Как использовать на практике тайм-менеджмент

Недорогие старые препараты предотвратили мигрень не хуже дорогих новых Недорогие старые препараты предотвратили мигрень не хуже дорогих новых

Ученые сравнили эффективность препаратов для профилактики приступов мигрени

Объединяй и властвуй Объединяй и властвуй

Блогосфера сегодня завоевала большую аудиторию, распространилась на все сферы

OK!
Увидеть Эверест и не умереть Увидеть Эверест и не умереть

Комфорт, отличная еда и суперсервис в Гималаях

Robb Report
Улицы волшебных фонарей Улицы волшебных фонарей

«Волшебный участок»: милицейская сказка

Лучшие финансовые результаты венчурных фондов достигаются, когда руководящие позиции занимают женщины Лучшие финансовые результаты венчурных фондов достигаются, когда руководящие позиции занимают женщины

Отсутствие женщин в венчурных фондах лишает индустрию стартапов талантов

Римма Маркова. «Она уехала, но Антонио не мог ее забыть. Прилетел в Москву и сделал предложение» Римма Маркова. «Она уехала, но Антонио не мог ее забыть. Прилетел в Москву и сделал предложение»

О Римме Марковой рассказывают ее дочь Татьяна Никитина и друг — Сергей Касьянов

Каракары справились с решением головоломок не хуже какаду Каракары справились с решением головоломок не хуже какаду

Птицы из отряда соколообразных доказали свой высокий интеллект

Красота заменит думскроллинг Красота заменит думскроллинг

Как взаимодействие с нейросетями может скрасить ваши будни

Психологический тест: выберите место, где вы чувствуете себя в безопасности, и узнайте, что вы за человек на самом деле Психологический тест: выберите место, где вы чувствуете себя в безопасности, и узнайте, что вы за человек на самом деле

В каком месте вы будете чувствовать себя более безопасно?

Эксперименты и смекалка. Как инженеры создают суперстекла для гражданской авиации и транспорта Эксперименты и смекалка. Как инженеры создают суперстекла для гражданской авиации и транспорта

Как создаются сверхпрочные стекла из уникального материала для самолетов

«Сейчас нам предстоит битва»: зачем японские женщины становились самураями «Сейчас нам предстоит битва»: зачем японские женщины становились самураями

Японист Ольга Лебедева рассказывает о трех самых знаменитых воительницах Японии

Не переключайтесь: 15 лучших фильмов на Netflix, которые идут не больше 90 минут Не переключайтесь: 15 лучших фильмов на Netflix, которые идут не больше 90 минут

Классика от Орсона Уэллса, о катастрофах и фильмы Дэвида Кроненберга

Шерсть, вискоза или хлопок: как выбрать идеальный свитер на зиму Шерсть, вискоза или хлопок: как выбрать идеальный свитер на зиму

Каким должен быть он — идеальный свитер на холодную погоду?

Аутизм аутизму рознь: 3 формы расстройства по степени тяжести Аутизм аутизму рознь: 3 формы расстройства по степени тяжести

Какие формы расстройства аутистического спектра существуют?

Плюсы и минусы 5 способов эпиляции, которые помогут вам сделать выбор Плюсы и минусы 5 способов эпиляции, которые помогут вам сделать выбор

Выбираете между несколькими видами избавления от нежелательных волос?

Конец света, к сожалению, не наступил. О фильме «Дворец» Романа Полански Конец света, к сожалению, не наступил. О фильме «Дворец» Романа Полански

Зачем Полански запечатлел в одном кадре Микки Рурка и Александра Петрова

«Мой финансовый директор — мама»: как Алина Загитова стала бизнесвумен «Мой финансовый директор — мама»: как Алина Загитова стала бизнесвумен

Кто распоряжается финансами Алины Загитовой?

Нейросеть vs тревога: 3 простых упражнения, которые помогут справиться со стрессом Нейросеть vs тревога: 3 простых упражнения, которые помогут справиться со стрессом

Как нейросети усовершенствовали арт-терапию

Что будет, если питаться фастфудом каждый день Что будет, если питаться фастфудом каждый день

Как фастфуд влияет на физическое и психическое здоровье?

Как в детстве, но лучше. Топ игр для автомобилистов на VK Play Как в детстве, но лучше. Топ игр для автомобилистов на VK Play