Суздальская вертикаль власти
В Москве представлена двухтомная монография «Археология Суздальской земли» — результат двадцатилетних археологических изысканий в Суздале и его окрестностях, Суздальском Ополье. Спектр исследований многосторонне освещает средневековую культуру и историю центрального региона Северо-Восточной Руси. Одновременно книга станет посвящением городу, который в 2024 году празднует свое 1000‑летие.
Суздальское Ополье, сохранившее свой сельский уклад со времен Средневековья, стало настоящим кладезем находок и открытий для ученых Института археологии РАН. К настоящему моменту экспедицией под руководством академика РАН Николая Макарова открыто и обследовано более четырех сотен памятников прошлого.
Медь и золото
Найдены многочисленные предметы быта, вооружения, ювелирные украшения из серебра и медных сплавов, а также уникальные артефакты — печати княжеского рода Рюриковичей, свидетельства живой и крепкой административно-экономической связи села и города. Разнообразие материалов, из которых изготовлены древние артефакты, приводит и к разнообразию методов их изучения, делая археологию полем для плодотворного взаимодействия гуманитарных и естественных наук.
Старший научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Ирина Зайцева аккуратно помещает блестящую с чернью подвеску с небольшой коррозией в резервуар лабораторного прибора, нажимает нужную кнопку, задает компьютерную программу, аппарат откачивает воздух до вакуума и на экране через пару минут появляется изображение подвески в ее естественном виде. Ученая увеличивает изображение находки и выводит его на монитор в масштабе 1:500.
«Видите? Вот эта подвеска, найденная в Суздальском Ополье в ходе экспедиции Института археологии, украшена чернью. Теоретически мы знаем, что она изготовлена из бронзы, но чтобы убедиться в этом, наводим курсор на конкретную точку… Вот! Теперь можно изучить все детали этой черни в отдельной точке, сделать ряд научных наблюдений»,— говорит Ирина Зайцева.
Лабораторный прибор выполняет функции микроскопа и анализатора. Помещенную в резервуар очередную находку в вакуумной камере сканируют два электронных пучка. Отраженные от поверхности предмета электроны попадают в детектор, который их регистрирует, и минут через десять на экране монитора появляется результат лабораторного анализа в виде обычной таблицы. Данный артефакт с небольшой чернью, добытый в городищах под Суздалем, состоит из меди (41%) и олова (52%) с небольшой примесью железа. Однако этот результат назвать точным нельзя: поверхность всех находок из земли суздальской из-за особенности почв покрыта коррозией. Для достоверного результата необходимо этот слой удалить.
Ничего удивительного в находке нет. Почти все из них, найденные в Суздальском Ополье за последние 23 года, состояли из меди и олова, так как принадлежат к XI–XIII векам, когда до начала добычи благородных металлов золота и серебра на Руси оставалось без малого 300 лет. Поэтому артефактов из ценных металлов на столе у старшего научного сотрудника отдела средневековой археологии Института археологии РАН Нани Угулавы нет, за исключением маленького золотого крестика, тоже добытого под Суздалем.
Кто его носил, ученым выяснить пока не удалось. Однако серебро на территорию Северо-Восточной Руси в Суздаль в Х веке в виде арабских монет привозили с современных территорий Афганистана и Узбекистана, где были соответствующие рудники и велась добыча серебра. В XI веке эти рудники были выработаны и производство серебра резко упало. Тогда металлы в Древнюю Русь начали привозить уже из Чехии и Германии кораблями по Рейну. Так же привозили свинец, который уже в XI веке добывали на территории современной Польши.