Алькасар. «Всё спокойно»
Древняя фортификация Алькасар получила мировую известность благодаря упорной обороне её защитников во главе с полковником Хосе Москардо Итуарте во время гражданской войны в Испании 1936–1939 годов.
Замок над рекой Тахо
История толедского замка Алькасар восходит к эпохе Древнего Рима. В Средние века укреплённый дворец служил резиденцией испанским монархам. При королях Альфонсе VI и Альфонсе X он неоднократно перестраивался, а в XVI веке при Карле V подвергся реконструкции по проекту знаменитого архитектора и скульптора эпохи Возрождения Алонсо де Коваррубиаса. С XVIII века здесь находилось военно-учебное заведение.
Весной 1950 года в Алькасаре побывал георгиевский кавалер и участник Белого движения на Юге России, помощник начальника Русского общевоинского союза (РОВС), Генерального штаба генерал-майор Алексей фон Лампе. Своим соратникам-эмигрантам он так описывал состояние замка:
«Высокое розоватое здание в шесть этажей, построенное на скале, примыкающей к городу, подвалы его находятся в самой толще этой скалы — это обстоятельство, конечно, спасло гарнизон Альказара (так часто писали в русской зарубежной печати. — К. А.) в тяжёлые дни обороны, так как, пробивая стены самого здания, красные снаряды ничего не могли поделать со скалой. Два фасада здания выходят на город [Толедо], два смотрят в поле и имеют, если не обстрел, то обзор почти что безграничный… Здание по архитектуре красивое, фасад с колоннами, красивый въезд, внутри почётный двор с аркадами и памятником, каким-то чудом уцелевшим при общем разгроме».
Состояние войны
В июле 1936 года должности местного коменданта и начальника военной школы (училища) занимал полковник Хосе Москардо Итуарте (1878–1956) — кадровый офицер, участвовавший в колониальных войнах, выслуживший свой чин в 1929 году и сначала получивший в Толедо место директора школы для сирот. После крушения монархического строя в 1931 году новые республиканские власти понизили в чинах многих офицеров-ветеранов, ранее воевавших в колониях. Подполковником стал и Москардо, однако после поражения левых сил на выборах 1933 года предыдущий чин ему вернули. В следующем году он получил назначение комендантом Толедо, а затем и начальником военной школы.
Ничто не предвещало драмы. Заслуженный полковник ждал важной представительской командировки в Берлин — на XI летние Олимпийские игры. Но как говорится, у бога оказались другие планы. Консервативный комендант немедленно поддержал боевые действия франкистов против левого правительства премьер-министра Хосе Хираля и президента республики Мануэля Асаньи, начавшиеся в Испании 18 июля 1936 года. В семь утра на главной площади один из училищных офицеров объявил состояние войны.
Ревностный католик Москардо не мог сохранять лояльность центральным властям в Мадриде. Ещё в 1931 году Асанья отказывался пресекать многочисленные поругания христианских святынь, заявив: «Все церкви Испании не стоят и одного республиканца». Слишком непримиримыми оказались ценностные позиции противоборствующих сторон.
19–20 июля представители военного министерства, беспокоившиеся за судьбу оружейного завода в Толедо, уговаривали Москардо отказаться от сопротивления, но полковник со своими сторонниками занял замок, надеясь дождаться помощи извне. В следующие дни для ликвидации очага восстания из Мадрида приехали многочисленные сторонники правительства — преимущественно милиционеры и активисты левых организаций.