Зелёный Египет
Когда мы заселим пустыни, исчезнут оазисы.
Станислав Ежи Лец
Залюбовавшись миражом — не прозевай оазис!
Народная мудрость
Египет — страна бескрайних пустынь, разноцветных песков и палящего солнца. Какая уж тут растительность! Лишь чахлые кустики по дорогам, привлекательные разве что для верблюдов. Суровая местность, выжить на которой — немалый подвиг.
Но есть в пустыне места, где зной и сухость кажутся бессильными, — это оазисы, «островки» растительности возле источника воды. Здесь уставший путник всегда найдёт немного прохлады и сможет утолить жажду. Оазисы бывают естественными и искусственными, созданными неутомимыми руками человека. С развитием туризма зелёных зон появляется всё больше и больше. Садовники прикладывают много усилий, чтобы создать их. Растения приходится подбирать очень тщательно, ведь они должны быть устойчивы к жаре, солнечному излучению, перебоям в водоснабжении, засолению. Под строгие критерии подходят лишь немногие. Расскажем о некоторых из них, поселившихся на знаменитом курорте Шарм-эль-Шейх.
Совершая прогулки по зелёному оазису, встречаешь много деревьев, кустарников, лиан — представителей семейства Кутровые, и это не случайно: семейство обширно, насчитывает около 200 видов, в основном тропических и субтропических растений, произрастающих в природе в довольно засушливых местах. Для озеленения сухого и жаркого египетского побережья они подходят наилучшим образом.
Одна из самых изящных представителей в семействе Кутровые — плюмерия (Plumeria). Её цветки словно вылеплены из тонких пластиночек воска. Овальные, правильной формы лепестки, белоснежные по краю и жёлтые к центру, создают необычайный контраст холода льдинок и тепла солнечных зайчиков. Цветки источают тонкий аромат, который особенно силён в утренние часы и, в зависимости от условий, может напоминать запах цитрусовых, жасмина и восточных специй. Со всей округи слетаются к кустам плюмерии крылатые опылители, но их ждёт жестокое разочарование — в цветках плюмерии нектара нет!
Ареал рода плюмерия охватывает тропические области Южной Америки, Мексики, Таиланда, но выращивать эти растения любили все — от древних ацтеков до буддийских монахов.
Названо растение в честь французского ботаника и естествоиспытателя XVII века Шарля Плюмье. Вторым именем плюмерии стало «франжипани» — по фамилии итальянского маркиза Муцио Франжипани, ботаника и алхимика при дворе Карла IХ. Маркиз был настолько очарован запахом цветков этого растения во время экспедиции в 1493 году в Вест-Индию, что по возвращении первым использовал их аромат в создании духов и кремов для тела.
К семейству Кутровые принадлежит также колючий кустарник карисса крупноцветковая (Carissa macrocarpa). Растение легко узнать по овальным глянцевым тёмно-зелёным листьям и душистым белым цветкам. Карисса очень теплолюбива и засухоустойчива, хорошо растёт на песчаных и каменистых почвах, переносит высокую солёность, что делает её отличным кандидатом на озеленение египетских курортов.
Плоды кариссы крупные и продолговатые, в неспелом виде — зелёные и ядовитые. При полном созревании они краснеют, мякоть становится сочной, ароматной, по цвету и запаху напоминает землянику. В таком виде их уже можно есть свежими. Плоды кариссы часто именуют «ягодной сливой» и используют для приготовления джемов, сиропов, желе. Россиянам этот фрукт незнаком — он быстро портится и не выдерживает перевозок на большие расстояния.
Родина кариссы — берега Южной Африки, но сейчас её выращивают на Багамских островах и Филиппинах, в Индии и Восточной Африке.
Ещё один представитель семейства Кутровые — тевеция (Thevetia). У этого пышного ветвистого кустарника из американских тропиков длинные узкие глянцевые листья, по форме напоминающие олеандр, у которого они, впрочем, матовые и не блестят. Цветки тевеции крупные, воронковидные, оранжевого или белого цвета, с приятным ароматом. Яркими пятнами выделяются они на фоне листвы, но трогать тевецию не стоит: все её части содержат ядовитый млечный и очень клейкий сок.