Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай

Анна Кузнецова – уникальный дебютант. Ее первый полнометражный фильм «Каникулы» взял главный приз фестиваля авторского кино «Маяк» в сентябре 2023 г. А ее новая работа, также дебют – сериал «Дыши», – победила в июне этого года на фестивале «Пилот».
Кино Кузнецовой независимо от жанров и форматов – про чувственное, скрытое, даже интимное, про сложнейшую ткань человеческих связей. В то же время – почти документальный стиль, точность интонации, которые придают ее фильмам и сериалам ощущение абсолютной достоверности. «Дыши» не исключение: многосерийная драма и одновременно захватывающий процедурал с живыми персонажами, в котором честно и деликатно затрагиваются самые сложные темы и вопросы, касающиеся каждого.
В интервью «Ведомостям» режиссер рассуждает о превосходстве содержания над изображением, чем важны импровизации на съемочной площадке, а также делится – какое кино ей самой интересно снимать.
– Что определило решение снимать сериал «Дыши», который формально про роды, а по существу – про человеческие взаимоотношения?
– Лучший из магнитов – хороший сценарий. Ты читаешь: люди говорят нормальным языком, есть история, герои. Я их понимаю, они не умозрительные – настоящие, объемные. Сразу начинают приходить мысли – кто бы из актеров мог ими стать.
– В тот момент было написано пять серий. Вы могли влиять на развитие истории?
– Да, она менялась. Мы изменили финал. А под этот финал нужно было и всю историю перелопатить.
– Получилась многожанровая картина. Будто бы три сериала в одном. Там и медицинский процедурал, и семейная драма, и проблемы мамы-одиночки среднего возраста, и тема взросления. История словно разбегается, трудно было ее собрать в один узел?
– В этом весь интерес. В полифонической истории с живым настоящим миром, где живут разные люди со своими интересами, драмами. Не плохие, не хорошие. Такое и хочу снимать. Мне не интересны сюжеты с магистральными линиями и конфликтом двух персонажей.
– Самое ценное для меня в этом проекте – противоречивые персонажи, оправданные мотивации, даже в спорных поступках главврача клиники.
– Эти персонажи еще удивят вас по ходу развития истории! Это самое крутое в сценарии – когда он удивляет и при этом не выходит за рамки правдоподобия.
«Для меня это суперважная и сложная тема»
– Вы сказали, что, когда читали сценарий сериала «Дыши», представляли себе актеров. Вряд ли с самого начала видели в главной роли акушерки Леры Марину Александрову?
– Ее предложила наш прекрасный кастинг-директор Татьяна Хречкова. Марина пришла, как и другие актрисы, на пробы. Поначалу мы смотрели актрис постарше. Было желание открыть новое имя, лицо, не ориентироваться на медийность...
– Пока продюсеры не вмешались?
– Их логика понятна: должна быть фигура, за которой зритель пойдет еще до того, как что-то узнает про историю. Марина прошла по пробам, и, что важно, сразу было ясно, что она очень хочет эту роль. Ради «Дыши» она раздвинула свой график, передвинула другие проекты. На съемках при своей безумной занятости оставалась на переработки. Где могла, помогала.
– В прошлом году вышел другой сериал с хорошей главной ролью Марины Александровой – «Открытый брак», про семейные проблемы. Но там она узнаваемая, предсказуемая. У вас она словно незнакомая актриса. Как вы снимали эту пленку «апробированного», привычного?
– Не могу сказать, что был какой-то прием. В каждом эпизоде максимально честно работаешь. С персонажем, с актрисой, с задачами, которые сейчас стоят. И когда начинает действовать персонаж, а не актер – и происходит настоящая жизнь.
– Но если актер предлагает первый яркий, но простейший вариант, что делает режиссер?
– Объясняю. Разговариваем. Здесь нет магии. Стараемся понять друг друга. Я же много чего говорю актерам, но понятия не имею, что в них на самом деле попадет. Можешь наговорить миллион слов, а он услышит одно – и все поймет.
– И обнаружатся новые горизонты драматической актрисы. Кстати, Александрова и выглядит в сериале «Дыши» старше.
– Мы с ней проговорили, что не будем стремиться к глянцу, напротив, временами она будет некрасивой. Когда попадает все в более и более сложную ситуацию, будем ее даже «ухудшать», а не украшать.
– Для красивой актрисы – решительный шаг. Но ведь и сама тема может стать засадой. Если коротко описать сериал – он про роды. Не опасаетесь, что тема может отсечь «высокомерных мужчин»?
– Любой мужчина, который сможет перебороть первичное высокомерное отношение к теме родов, увлечется сюжетом. Там есть и драма, и саспенс. Хотя понятно, что женщин тема родов цепляет больше. Женщины, посмотревшие наше кино, подходят и говорят: «Я будто еще раз родила». Но там нет ничего антимужского. И я бы не сказала, что это сериал про роды, он про людей. Про то, какие они сложные, интересные, неоднозначные. Какие выборы делают в непростых ситуациях.
– А внутри истории прячется множество узкоспециальных тем: натуральные роды, отношение к стимуляциям. Как вы работали с консультантами?
– Консультации с паллиативными службами, с врачами, акушерами-гинекологами, с акушерками, с реаниматологами были на всех этапах работы. Консультанты были на каждой медицинской сцене – и за кадром, и в кадре. И младенцев на руки берут в основном специалисты.