Марат Хуснуллин о том, какие времена сейчас переживают девелоперы жилья

ВедомостиБизнес

Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска

Денис Ильюшенков, Антон Филатов
пн. 11.08.2025

Фото: Алексей Орлов / Ведомости

Не лучшие времена сейчас переживают девелоперы жилья. Продажи квартир после отмены льготной ипотеки падают, а возводить дома стало сложнее из-за высокой стоимости заемного финансирования. Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий в правительстве вопросы жилищного и дорожного строительства, признает, что сегодня почти пятая часть всех застройщиков находится в зоне риска. Впрочем, по его мнению, никакой катастрофы пока нет. В интервью «Ведомостям» накануне Дня строителей он рассказывал, как государство будет дальше поддерживать строительный сектор, почему важна доступная ипотека и как будут расставлены приоритеты правительства при реализации инфраструктурных проектов.

– С момента отмены льготной ипотеки прошел год. Как, по вашему мнению, изменился за этот период строительный рынок? Адаптировался ли он под новые условия, особенно с учетом роста ключевой ставки?

– Мы начали охлаждать ипотеку с 1 июля 2024 г., т. е. еще до повышения ключевой ставки. Конечно, изменение денежно-кредитной политики для рынка, застройщиков имеет очень серьезное значение. Фактически отменили обычную ипотеку, потом стали вводить ограничения на льготную, добавилась ставка и ужесточились требования к банкам и заемщикам. В итоге получили очень серьезный финансовый удар, но мы этот удар снивелировали. Несмотря на все сложности, нам удалось сохранить льготную ипотеку, хотя и с одним ребенком до шести лет. Если раньше доля льготной ипотеки была 20–30%, а 70% – рыночная, то теперь 80% – льготная и 20% – рыночная. Такого не было никогда за всю историю ипотеки. Мы впервые столкнулись с тем, что у нас рыночная ипотека почти перестала существовать как класс. И конечно, если бы мы не стали поддерживать льготные программы со стороны бюджета, то рынок бы схлопнулся. И мы бы понесли просто гигантские потери. Но нам удалось удержать ситуацию.

Когда мы говорим о строительном рынке, мы на самом деле в первую очередь говорим о людях. Почему? Потому что у нас население ежегодно финансирует этот сегмент на 16 трлн руб. Население – самый крупный инвестор. Кто-то говорит, что мы много денег тратим на ипотеку. Да, много. Но это меньше 10% объема инвестирования средств населением.

Все меры поддержки, которые сегодня есть, конечно, очень важны. Они, во-первых, позволяют нам поддерживать темпы строительства, а во-вторых, решают проблему с обманутыми дольщиками. Самое главное же – не повторить ситуацию с ними. Я обманутыми дольщиками занимаюсь с 2005 г. и знаю эту тему очень хорошо. Появление новых обманутых дольщиков нам точно не нужно, потому что это подрывает вообще доверие к недвижимости, к сегменту инвестирования. А у нас инвестирование в недвижимость, еще раз говорю, – важная часть экономики. Ни в одной другой отрасли нет такого, чтобы население инвестировало столько денег, поэтому важно сохранить эту стабильность. Этой задачей мы занимались весь последний год. И мы видим, что пока ситуация в принципе неплохая – так сказать, не трагическая. Коллапса нет, ничего не рухнуло. Хотя какое-то количество застройщиков, наверное, уйдет с рынка. Кто-то точно не переживет эту ситуацию.

– По нашей информации, на некоторых совещаниях периодически звучат данные, что 30% застройщиков находятся на грани банкротства. Эта цифра соответствует действительности? Она преувеличена или, наоборот, преуменьшена?

– По моим ощущениям, риски есть примерно у 20% застройщиков. Почему я называю именно эту цифру? Срок ввода 19% проектов уже перенесен. Если бы мы подходили к этому вопросу формально, то объекты с задержкой на шесть месяцев уже попадают в категорию обманутых дольщиков. Но мы, действительно понимая тяжелую ситуацию, разрешили переносить срок ввода. Эти 19% девелоперов находятся в зоне риска, но это не значит, что они обязательно обанкротятся – они могут и достроить. Но если ситуация с ключевой ставкой протянется еще полгода, если не будет притока денег в отрасль, если граждане не будут продолжать вкладываться в недвижимость, если не будет поддержки ипотеки – то таких девелоперов будет более 30%. И мы этого очень сильно опасаемся. Каждого застройщика мы с губернаторами сейчас мониторим.

– И все же какие меры принимаются для поддержки отрасли?

– Мы продлили мораторий на банкротство застройщиков, понимая, что если мы эту меру отменим, то многие девелоперы будут признаны несостоятельными. Да, людям вернут деньги, но без процентов. И квартир не будет. Отдельный вопрос: кто будет достраивать дома? Поэтому я считаю, что мы сбалансировали ситуацию, удержали ее. Все дома, которые должны быть введены в 2025 г., в большинстве случаев будут достроены. А мы видим строительную готовность, и могу сказать, что более 85–86% объектов идут в срок. Осталось дожать еще 15%. По домам 2026 г. ситуация чуть хуже. На эти проекты 2025–2026 гг., напомню, приходится 80–90% средств населения. Про 2027–2028 гг. пока говорить не имеет смысла. К этому времени ставка стабилизируется и мы постепенно вернемся опять к рыночной ипотеке.

Поэтому, когда говорят о мерах поддержки строительной отрасли, надо иметь в виду в первую очередь поддержку жителей. А ключевая мера их поддержки – это ипотека. Еще раз подчеркиваю, что такая ситуация с ипотекой происходит впервые. Я был одним из тех, кто стоял у истоков зарождения ипотеки в стране – еще во времена АИЖК. Будем следить, как дальше все пойдет. У нас заложено [на ипотеку] больше 1 трлн руб. бюджетных средств, которые уходят в банки. А банки у нас преимущественно государственные, поэтому эти деньги не потеряны для экономики страны. И это тоже мера поддержки финансового сектора.

«Когда ставка была 4,25%, мы практически не выделяли дотации»

– При какой ключевой ставке рынок ипотеки заработает на полную мощность?

– Я говорил, еще когда работал в правительстве Москвы, что ипотека должна быть 5–6%. Это позволит нормально развиваться и выполнять все наццели, все поставленные задачи. Какая для этого должна быть ключевая ставка? 4%. В 2021 г., когда ставка была 4,25%, мы практически не выделяли дотаций. Этого просто не требовалось – все работало и так. Тогда мы вышли на среднюю ипотечную ставку по стране ниже 8%. Это та целевая задача, которая у нас есть.

Кстати, а почему мы с вами вообще начали с ипотеки? Мне кажется, что начинать-то надо с целеполагания. Для чего вообще мы это все делаем? Для чего мы тратим бюджетные деньги? У нас в стране более 4 трлн кв. м недвижимости, из них больше половины – квартиры, остальное – малоэтажное жилье.

В последние годы мы достаточно много строили – 630 млн кв. м за шесть лет. Но у нас заканчиваются нормативные сроки эксплуатации массовых серий домов. В 1960-е гг. была индустриализация. Хрущев – а ему надо отдать должное – купил за рубежом 170–180 заводов, смонтировал их и начал массово строить панельные дома. Говорили, что они будут 50 лет стоять, потом – что 70. Теперь их срок заканчивается. Во многих странах мира, где уже сложилась система строительства, дом стоит 50 лет. Потом его сносят и строят новый – без всякой реновации. В Сингапуре, например, через 15 лет [после введения в эксплуатацию] в доме делают капремонт, через вторые 15 лет – еще капремонт, а еще через 15 лет его сносят. То есть это другие технологии строительства. Конечно, во многих странах нет такой зимы, как у нас. Но если мы сейчас не будем обновлять жилье, не создадим систему его обновления, у нас произойдет массовое разрушение жилого фонда. То есть вопрос безопасности – это первое.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр: империя за 12 лет Александр: империя за 12 лет

Блестящие военные победы царя Македонии перекроили карту античного мира

Дилетант
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
Правда ли, что собаки больше подходят экстравертам? Все не так очевидно Правда ли, что собаки больше подходят экстравертам? Все не так очевидно

Откуда пошел стереотип, что экстравертам нужны собаки и так ли это?

ТехИнсайдер
«Женщине должен нравиться ее мужчина» «Женщине должен нравиться ее мужчина»

В этой паре оба актеры, и детей в семье у Зои Бербер и Максима Белбородова двое

OK!
Лучшие современные сериалы до 10 серий Лучшие современные сериалы до 10 серий

Сериалы до 10 серий: идеальный вариант для выходных или вечера

Maxim
Регионы не оправдали кредиты Регионы не оправдали кредиты

Счетная палата усомнилась в эффективном использовании кредитов регионами

Ведомости
Безумец, друид, делатель королей Безумец, друид, делатель королей

Мифологическое происхождение Мерлина ни у кого не должно вызывать сомнений

Дилетант
Водный баланс Водный баланс

Обустраиваем красивый пруд на дачном участке

Лиза
Как развить интуицию Как развить интуицию

Хочешь научиться доверять внутреннему голосу?

Лиза
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Повышая ставки Повышая ставки

Юлия Визгалина знает толк не только в ювелирных украшениях

СНОБ
Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра

Разбираемся, как выбрать идеальную систему очистки воды

ТехИнсайдер
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
«Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете «Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете

Как извлечь максимум пользы из последнего месяца лета

Forbes
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса

Разбираем и сравниваем наиболее популярные сервисы облачной бухгалтерии

Inc.
Редкоземельные металлы извлекут из отвалов Редкоземельные металлы извлекут из отвалов

Что мешает переработке промышленных отходов с извлечением ценных компонентов?

Монокль
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Шифровальщики не в моде Шифровальщики не в моде

Хакеры теперь все чаще просят выкуп за возвращение украденных данных

Ведомости
Унесенные облаком Унесенные облаком

Как информационные технологии сменяют друг друга в нашей жизни

Эксперт
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров

Reels и TikTok могут продать отель не по цене, а по ощущению

Inc.
Гараж на минималках. Как машино-места стали объектом желания инвесторов Гараж на минималках. Как машино-места стали объектом желания инвесторов

Стоит ли менять привычные активы на квадратные метры бетона для машин?

Inc.
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Активизируем работу мозга с помощью нейрогимнастики

Лиза
Юлия Куварзина: «В хорошей форме можно быть и без мучений» Юлия Куварзина: «В хорошей форме можно быть и без мучений»

«Сейчас я ушла в творческий отпуск, мне нужно отдохнуть, заняться собой»

Караван историй
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Открыть в приложении