Трудный зимний «хлеб»
Косуля сделала огромный прыжок в сторону и сильным махом пошла по снежной целине вдоль увала. Грациозное, полное сил и красоты животное ошеломило ребят, и они молча, с восхищением глядели ей вслед…
А. П. Соболев. Рассказы о Данилке
Куда ж в такую погоду? — пожалел меня сосед, чей дом самый крайний в деревне; дальше дорога уходит в лес.
Серое утро и впрямь бросало в лицо мелким колючим снегом и старалось растянуть едва заметный рассвет как минимум до обеда.
— Да не такая уж и плохая погода, — ответил я ему, скорее в попытке подбодрить самого себя перед дальним походом.
Видимо, моя уверенность была услышана природой, и случилось чудо: метель стихла, тяжёлые серые тучи разбрелись по сторонам света, уступив место белокурым легковесам, прытко летевшим по засиневшему небосводу над моей головой. Невысокое солнце пронзило голый зимний лес. Ослепительно засверкали заснеженные ветви елей и сосен. Веселей забарабанил дятел. Над лесом громко прокрумкали вóроны.
С солнцем веселей, но брести нелегко: снег, хоть и неглубокий, отнимал немало сил. А под ним в ложбинках таились коварные незамёрзшие лужи. Тонкий лёд тяжести тела не выдерживал и проваливался. Благо что зимние сапоги оказались хороши — воду не пропускали.
Звериные следы там и сям пересекали тропу — где-то отчеканил крупные отпечатки великан-лось, кабан прочертил длинную борозду, но всего больше было мелких следов косуль. Они вились вокруг небольших кустиков и ёлочек, где животные либо откусывали верхние побеги с почками, либо разрывали снег и добывали остатки прошлогодней растительности. Да разве ж много корма тут найдёшь? Олешки это знают и стараются найти места «посытнее».
Мне известно, что часть из них скрывается в пойме заросшего старыми ольхами небольшого ручья. Здесь с едой получше: много мелкого подроста, а возле самой воды можно даже отыскать сохранившиеся пучки зелёной травы. Но лесной ручей короток и не может прокормить всех животных. Поэтому в снежные зимы большая их часть жмётся к полям, где можно подкормиться озимыми с меньшими усилиями. Я такое место тоже знаю — туда и направился.
Подхожу к краю леса осторожно, не дай бог какая ветка хрустнет — косули мигом умчатся. Крадусь, следуя цепочкам следов диких коз. Бесшумно, однако, не получается — снег скрипит, густые веточки за одежду цепляются. А тут ещё сойка как ругнётся сверху — крику на весь лес! Выдала меня с головой. Пришлось спрятаться под ёлкой и выждать. Сойка свой долг выполнила и дальше по верхушкам поскакала. День-то короток. Успеть бы еды найти, чтобы ночь продержаться.