Ценный металл
Перемены, происходящие на российском авторынке в последние два года, по масштабу часто сравнивают с тем, что творилось в стране в начале 90-х. Мы решили вспомнить те времена и рассказать, как зарождался и формировался автомобильный рынок России после распада СССР.
Покупка машины в советское время была сродни полету в космос. О ней мечтали и к ней стремились миллионы, но добиться цели удавалось немногим. Очереди из желающих растягивалась на годы — за это время сменялись поколения и автомобилей, и самих автолюбителей. Так продолжалось почти весь XX век, но перестройка и распад СССР сделал и этот космос доступным каждому. В 1991 году начались официальные поставки иномарок, а пошлины для частных лиц были отменены.
Если с 1983 по 1987 год официально в СССР не ввезли ни одного автомобиля, то в 1992-м границу пересекли 100 000 машин. Семидесятилетний голод на одной шестой части суши начали щедро утолять продуктами разной степени свежести и качества.
В начале 1990-х Меккой автомобильного бизнеса молодой России стала ВДНХ, куда стекались новые, подержанные и нередко ворованные автомобили — всё, о чем можно было мечтать. Туда же за этим ценным металлом ехали с барсетками, набитыми валютой, люди со всей страны. Выставка достижений народного хозяйства Советского Союза превратилась в выставку достижений мирового автопрома и техники.
ВДНХ в то время была чем-то вроде интернета, зайдя туда, можно было найти всё что угодно. Народу было столько, что в выходные новоявленные владельцы автосалонов делали платный вход и периодически двигали перегородки, выполнявшие роль стен их магазинов — те смещались под напором толпы, и нужно было возвращать их на место. Гул толпы разбавлял скрип алюминиевых профилей, скользящих по плиточному полу.
Хорошо продавалось все импортное: техника, одежда, мебель, продукты. По этой причине часто в одном и том же магазине можно было увидеть совершенно разные товары. Новоявленные бизнесмены продавали то, что находили, и далеко не сразу определялись со специализацией. Тем более что часто деньги заменял бартер: получив в качестве оплаты за машину, скажем, контейнер колготок, автодилер волей-неволей осваивал продажи нового для себя товара.