Спасение дельфинов и лошадей: как НКО помогают диким и эксплуатируемым животным
27 февраля отмечают Всемирный день некоммерческих организаций. Forbes Life выбрал примеры НКО, которые занимаются довольно редким для России делом — помощью диким и сельскохозяйственным животным, которые перестали быть нужными из-за травм или старости. Их берут на доживание, лечат и окружают заботой, позволяющей существенно увеличить продолжительность их жизни.
«Был у нас подопечный — взрослый дельфин-белобочка Микки Рурк. Когда его нашли, у него было вирусное заболевание, на которое наложилась бактериальная инфекция. Дельфин не мог ни двигаться, ни есть, очень тяжело дышал. Мы начали его лечить и регулярно плавать вместе — сначала с полной поддержкой (он совсем не мог сам держаться на плаву), «разныривание». Это напоминает грудничковое плавание — нужно внимательно наблюдать за дыхалом, как только дельфин делает выдох/вдох и дыхало закрывается, нужно аккуратно в движении погрузить его под воду.
Микки Рурк начал постепенно оживать. Когда ему полегчало, мы стали плавать уже довольно долго, он прислушивался ко мне, и мы вместе возвращались к берегу на процедуры. Но потом стал уже возмущаться на мои попытки развернуть его к берегу. Через некоторое время дельфин убедился, что у него уже достаточно сил и он не хочет больше хоть как-то зависеть от нас — тогда он вернулся в море», — рассказывает директор Центра спасения дельфинов «Дельфа» Татьяна Белей.
Центр «Дельфа» работает в нескольких прибрежных городах Краснодарского края и помогает диким китообразным, которые пострадали в результате деятельности человека (рыболовства, загрязнения моря). «Мы вызволяем их из сетей, выхаживаем больных. На Черном море есть «сезон выбросов», когда гибнет большое количество дельфинов. Некоторые оказываются на мелководье в критическом состоянии. Если неравнодушный человек находит такого дельфина, мы получаем сигнал и сразу организуем выезд волонтеров и специалистов. Пока что у нас нет стационара, поэтому оказываем помощь прямо на месте, в экстремальных условиях: сооружаем нечто вроде подводно-надводного гамака из носилок и баллонов, проводим ветеринарные манипуляции», — рассказывает Белей.
Также организация помогает дельфинам, обитающим в неволе. «Это ведь разумные, свободолюбивые создания, им важно плавать и нырять в большом морском пространстве, жить с семьей и друзьями, охотиться на живую рыбу, эхолоцировать. В замкнутых дельфинариях они всего этого лишены, и как результат — страдания, хронический стресс, — объясняет директор «Дельфы». — Если в природе черноморские афалины живут около 40 лет, то в дельфинариях в среднем 7-10 лет. Ни один дельфинарий в мире не может удовлетворить даже базовые потребности китообразных. Мы стараемся максимально распространить информацию среди людей, которые не знают о тяжелых условиях «работы» китообразных в индустрии развлечений и потому поддерживают этот бизнес».
Помощь сельскохозяйственным животным
Приюты и реабилитационные центры для эксплуатируемых животных, которые по разным причинам (возраст, слабое здоровье, нехватка средств на содержание) перестали быть нужны прежним владельцам, — редкая для России категория НКО.
Подобных благотворительных проектов в стране единицы. Например, конюшня «Шанс на жизнь» в Московской области, где сейчас обитают 170 лошадей, спасенных из проката, со скачек или скотобоен. По словам президента приюта Анастасии Елизаровой, территория состоит из двух больших зданий площадью 3 000 м² и прилегающего участка для выгула. «Молодые лошади, спасенные в раннем возрасте, и те, что рождены у нас в приюте, участвуют в соревнованиях. Они занимаются спортом, выездкой, конкуром. Самый старший долгожитель приюта — конь Огонек, ему было 37 лет», — говорит Елизарова. Для посетителей здесь проводят Дни открытых дверей, субботники и масленицу.
В реабилитационном центре «Вольные кони» Ярославской области тоже обитают лошади, которых планировали отправить на бойню. «Чаще получается так, что к нам обращаются люди, которые уже спасли лошадь от плохого хозяина. Двух лошадей — Златку и жеребенка — выкупила женщина с бойни в Питере. Но у нее не было столько времени и сил, чтобы ухаживать за ними. Ведь это не так просто, как кажется на первый взгляд. Женщина узнала про наше место, попросила забрать лошадей, полностью оплатила их перевозку из Питера сюда, купила корма. В общем, повела себя, как человек», — рассказывает основательница центра Анастасия Юстинова.