Стекло под ногами, или как дневной свет попал в подвал
Город — словно остров в океане времени. Волны из тысяч дней накатываются на городские улицы, омывают фундаменты и стены зданий, растекаются по дорогам и тротуарам. Время, как морская волна, что-то выносит на берег, а что-то навсегда забирает с собой. Вместо брусчатки оно выбросило на городские улицы сначала асфальт, потом город затопили волны плитки… Разве что некоторым зданиям и мостам удаётся противостоять сменам эпох, да и то до поры до времени. Но если повезёт случайно встретить под ногами каким-то чудом сохранившиеся фрагменты давно забытого городского ландшафта, они словно включают машину времени, которая может перенести нас в прошлое, откатить назад все эти волны беспощадных городских изменений.
Вот, например, странная чугунная решётка со странными стеклянными вставками, крепко вмурованная в тротуар на одной из улиц в центре Москвы. В какой год мы перенесёмся, увидев её?
Оглянемся вокруг. Вместо бесконечных столичных пробок улицы заполнены снующими туда-сюда конными экипажами. Значит, мы попали как минимум в первое десятилетие ХХ века, если не раньше. На месте здания, у которого началось наше путешествие в прошлое, идёт большая стройка. Двое рабочих несут ту самую чугунную решётку, ещё без следов ржавчины и с целыми прозрачными стеклянными вставками в форме небольших призм. Она больше похожа на деталь какого-то замысловатого оптического прибора. Прямо на наших глазах решётку укладывают на тротуар над проёмом, сквозь который видны очертания большого подвального помещения. Один из рабочих даже попрыгал на ней, демонстрируя второму прочность конструкции. Подойдя ближе, мы увидели отштампованную в чугуне надпись «Luxfer».
«Lux» в переводе с латинского означает свет. Люксами даже называют единицы освещённости в физике. Так что с оптической сущностью этого устройства мы не ошиблись — оно действительно нужно, чтобы нести свет. Но если сейчас мы уже как минимум целое десятилетие пользуемся светодиодным освещением, то в самом начале ХХ века, куда мы переместились на машине времени, ничего подобного ещё не существовало. Да и с распространением электричества в дореволюционной России далеко не всё шло гладко. Электрифицировались отдельные предприятия, запускались трамвайные линии, но свет, а точнее электрический свет, поступал ещё далеко не во все дома и удовольствие это было не из дешёвых. Поэтому действовали по принципу: если можно использовать обычный солнечный свет и экономить на электричестве, то почему бы этого не делать?