Сева Смышников — о том, как делал первые шаги в столице, и о планах на будущее

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Севастьян Смышников: "Репетируя со мной роль Бумбараша, Машков ни с кем меня не сравнивал"

Анжелика Пахомова

Фото: Филипп Гончаров; визаж: Галина Пантелеева

Сева Смышников - молодой актер Московского театра Олега Табакова. В театральную школу его принимал сам Олег Павлович. А в "Табакерку" - Владимир Машков. Он же сразу доверил дебютанту главную роль в легендарном спектакле "Страсти по Бумбарашу". Мы поговорили с Севой о том, как он делал первые шаги в столице, и о планах на будущее.

— Сева, поговорим об атмосфере вашего детства. Я, конечно же, в курсе, что вы из театральной семьи. Ваш отец Юрий Смышников много лет работает в Воронежском театре драмы... С какого возраста вы — закулисный ребенок?

— Я точно знаю, что это очень ранний возраст, мне было, наверное, года четыре. Потому что часто не с кем было оставить. Я сидел у пульта помрежа, смотрел спектакль и старался соблюдать правило... Мне помощник режиссера однажды сказал: «Запомни, если ты видишь зрителя, значит, зритель видит тебя, поэтому аккуратнее». Мне казалось забавным, как меняется папа, когда выходит на сцену. Например, там был военный спектакль, назывался «Как это все далеко — любовь, весна и юность...» по произведениям Платонова. У него был грим — усы, военный костюм капитана. Мне казалось странным, почему он на меня вообще не смотрит, почему он какой-то другой... Я с радостью подъедал реквизит, унесенный со сцены: яблоки, картошку, хлеб, чай. Помню, что чай всегда был холодный. Помню этот особенный театральный запах... Артисты всегда много курили, это был запах табака и каких-то старых костюмов. Такая особенная атмосфера...

На поклонах после премьеры спектакля «Страсти по Бумбарашу», 2021 год. Фото: пресс-служба московского театра Олега Табакова

— У вас в семье существовал культ театра? Ну, когда все для искусства, а ребенок чувствует себя без внимания.

— Да нет, мне повезло, меня все очень любили. Я — единственный ребенок. Наоборот, я бы сказал, что иногда чувствовал чрезмерное внимание. Меня постоянно занимали чем-то. Я с пяти лет занимался бально-спортивными танцами, в общей сложности посвятил этому 11 лет. Мы постоянно ездили с мамой в Москву на соревнования.

— По своей воле туда пошли?

— Мне было пять лет, я не знал, что это, меня привели. Спросили: «Тебе нравится?» Видимо, я ответил, что нравится, и вот я остался там. Это особый мир. У нас были европейская и латиноамериканская программа танцев. Танго, венский вальс, квикстеп, фокстрот, самба, ча-ча-ча, румба... Это настоящий спорт. Костюмы — фраки, и не обычные, а воротнички полностью зажимали тебе шею, чтобы фигурность сохранялась, все у тебя по струнке. Это правила игры — либо ты их принимаешь, либо нет. Но зато, как любой спорт, это приучает ставить цели и достигать их.

«Мама увидела в интернете объявление о наборе. Я точно помню, что до отсмотра в Москве оставалось пять дней». Фото: Филипп Гончаров; визаж: Галина Пантелеева

— У вас какие-то серьезные конкурсы были пройдены?

— Ну, самые большие конкурсы — это Москва, Санкт-Петербург, «Крокус Сити Холл», там и сейчас соревнования проходят. Собственно, как только поступил в Школу Табакова, ушел из танцев. В 15 лет выиграл свой последний турнир, мы стали чемпионами Московской области и Московского округа. Взяли эту награду с партнершей, и все, я сказал, что бросаю эту историю, уезжаю учиться в Москву.

— Как вы узнали о Школе Табакова?

— Я оканчивал 9-й класс. Мама увидела в интернете объявление о наборе. Я точно помню, что до отсмотра в Москве оставалось пять дней. Меня привлекло имя Олега Павловича Табакова. Я знал, кто это такой, мне папа и фильмы все показывал. Я сразу нарисовал себе в голове, как это, наверное, интересно, какие там ребята, наверное, интересные поступают. Но я понимал: это непросто. Я по спорту был знаком уже с так называемым блатом и думал, что он везде. У меня не было цели точно поступить, мне было интересно попробовать, как меня оценят, насколько далеко я пройду. Подготовил стихотворение, несколько басен, прозу... Сел с мамой в поезд, и мы поехали.

«У меня не было цели точно поступить, мне было интересно попробовать, как меня оценят, насколько далеко я пройду». Фото: Филипп Гончаров; визаж: Галина Пантелеева

— Большая была конкуренция?

— Было много людей даже не внутри, а перед зданием, на Чаплыгина, там стояла очередь. Мы часа два с половиной с мамой ждали, чтобы просто зайти. Потом нас по одному отсматривали педагоги в разных аудиториях. Ты не знаешь, к кому попадешь, кто тебя будет смотреть первый раз. Я попал на самый сложный уровень, мне кажется, к Михаилу Михайловичу Хомякову. Это был грозный седовласый мужчина, сильный, уверенный, с низким голосом. И вот здесь я испугался немножко, потому что понял, что он какой-то очень основательный человек, а я, наверное, не подхожу под его категорию. Он поговорил со мной и спросил:

— Сможешь подойти сюда к пяти, через четыре часа?

А я запомнил, что мы с мамой уезжаем, у нас поезд в 16.30. И отвечаю:

— Да я не знаю, у нас поезд...

— В смысле, поезд? Старик, я тебя зову дальше, на прослушивание...

Тут я все понял, мы сдали билеты. Когда меня допустили на туры, я остался в общежитии на три дня и стал готовиться. На третьем туре был Олег Павлович.

— Вот про это давайте подробно.

— Я запомнил, что он был в очках, каких-то темно-фиолетовых, модных. На нем был желтый клетчатый пиджак и то ли голубые, то ли белые брюки... Рассказав все свои стихотворения, басни и прозу, я увидел такую картину. Олег Павлович наклоняется к Виталию Михайловичу Егорову и на ухо в абсолютной тишине что-то ему говорит. Виталий Михайлович на меня смотрит и так кивает головой... Этот шепот и кивание заставили меня испугаться. Я очень сильно расстроился, сел и думаю, даже в глаза мне не сказали, что я им неинтересен... Но через несколько дней я увидел свою фамилию в списке поступивших. До сих пор не знаю, что тогда Табаков сказал...

— По-моему, больше нигде нет такой системы, что дети, даже москвичи, живут в пансионе и тут же учатся. Как к этому привыкали?

— Скучал, конечно, что скрывать, я один ребенок в семье, и мы постоянно были вместе, как одна команда. А спустя неделю пребывания в колледже я очень сильно заболел... Мерил температуру — 39! А у нас сцендвижение, физическая культура на улице, плотные занятия начались, и я понимаю, что мне все хуже. Я пытался это скрыть, думал, скажут, кого мы взяли? Только начал учиться и уже заболел... Я собирался идти на занятия по сцендвижению, шел как пьяный, воспитатель меня поймала, измерила температуру, мне вызвали скорую и увезли в больницу. Вероятно, все было на фоне стресса... Я переживал, что подведу всех. Начало было трудное, но потом все лучше и лучше. Доверие появилось к тем же воспитателям. Почему я говорю о них? Они были очень близки к нам, с утра до вечера были с нами, и не вспоминать — это было бы странно, они за нами ухаживали и всячески помогали...

— Воспитатель — это не педагог?

— Нет. Она следит за распорядком, за питанием.

— Причем пятиразовым, я уже это знаю.

— Да. Следят за нашим здоровьем, порядком, отбоем...

— Отбой! Как в пионерском лагере. Все-таки не везде такая система... Вы даже не представляете, что мне рассказывают про обычные студенческие общежития...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным» Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным»

О Театре сатиры с гордостью — художественный руководитель Сергей Газаров

Караван историй
Чтение выходного дня: фрагмент романа «Мальчики из “Никеля”» Колсона Уайтхеда, дважды лауреата Пулитцеровской премии Чтение выходного дня: фрагмент романа «Мальчики из “Никеля”» Колсона Уайтхеда, дважды лауреата Пулитцеровской премии

«Мальчики из “Никеля”» — о борьбе с рабством во времена Гражданской войны в США

Правила жизни
Грозный-2000: не город-герой Грозный-2000: не город-герой

20-летие штурма: реконструкция и новые свидетельства

Русский репортер
Откровенные фото: как раскрепоститься перед камерой — 6 секретов Откровенные фото: как раскрепоститься перед камерой — 6 секретов

Как чувствовать себя сексуальной и раскрепощенной перед камерой?

Psychologies
Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером» Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

В театре про меня сказали: «Наглая! Все киношники наглые»

Караван историй
Страшная трагедия СССР: тайна крушения парохода «Адмирал Нахимов», в котором погибло почти 500 человек Страшная трагедия СССР: тайна крушения парохода «Адмирал Нахимов», в котором погибло почти 500 человек

31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты столкнулись два судна

ТехИнсайдер
Форты Форты

Как происходит грандиозная реставрация вокруг Кронштадта

Собака.ru
Почему знак сердца совсем не похож на реальное сердце? Интересное объяснение Почему знак сердца совсем не похож на реальное сердце? Интересное объяснение

Почему знак сердца не похож на реальный орган?

ТехИнсайдер
Зачем бобры строят плотины? Зачем бобры строят плотины?

Зачем бобры вообще строят плотины? Они в них живут?

ТехИнсайдер
Модернистский храм, барный кластер в Замоскворечье и закопанный гелендваген: знаковые проекты архитектора Валерия Лизунова Модернистский храм, барный кластер в Замоскворечье и закопанный гелендваген: знаковые проекты архитектора Валерия Лизунова

Подборка самых интересных проектов Валерия Лизунова и его бюро

СНОБ
Достойная заявка на «теорию всего»: почему теория струн провалилась Достойная заявка на «теорию всего»: почему теория струн провалилась

Теория струн возникла 50 лет назад как способ понять ядерное взаимодействие

ТехИнсайдер
Как вернуть секс в браке: 7 важных советов — устройте перезагрузку Как вернуть секс в браке: 7 важных советов — устройте перезагрузку

Что делать, если партнеры больше не испытывают прежнего желания?

Psychologies
Проектируем города будущего: основные принципы импакт-инвестиций | Designing the City of the Future: the Basic Principles of Impact Investment Проектируем города будущего: основные принципы импакт-инвестиций | Designing the City of the Future: the Basic Principles of Impact Investment

Меняется городская среда — меняются целые сценарии жизни горожан

Позитивные изменения
«Новые Пацанки»: психологический разбор участниц седьмого сезона «Новые Пацанки»: психологический разбор участниц седьмого сезона

Психолог проекта «Новые Пацанки» — о работе с яркими участницами

Psychologies
Англомания и коллекционирование искусства: как жили женщины в семье Рябушинских Англомания и коллекционирование искусства: как жили женщины в семье Рябушинских

Отрывок из документального романа «Братья Рябушинские»

Forbes
Почему от ногтей отслаивается гель-лак: 9 главных причин испорченного маникюра Почему от ногтей отслаивается гель-лак: 9 главных причин испорченного маникюра

Если ты замечала, что гель-лак слезает с ногтей, значит что-то не так!

VOICE
Как найти человека по номеру телефона? 10 актуальных способов на разные случаи жизни Как найти человека по номеру телефона? 10 актуальных способов на разные случаи жизни

Узнать владельца неизвестного номера можно несколькими способами

CHIP
Отношения на расстоянии Отношения на расстоянии

Как поддерживать любовь, когда вы не рядом, и есть ли в этом смысл?

Лиза
Великий Нехочуха: что делать, если ребенок ничего не хочет Великий Нехочуха: что делать, если ребенок ничего не хочет

Ребенку ничего не нужно, ничего не нравится, ничего не интересно... Что делать?

VOICE
Любовь, деньги или секс: на чем держится брак Костенко и Тарасова, объясняет астролог Любовь, деньги или секс: на чем держится брак Костенко и Тарасова, объясняет астролог

Астролог рассказывает, в чем их секрет Дмитрия Тарасова и Анастасии Костенко

VOICE
Сложный шифр: что означают имена детей Анджелины Джоли и Брэда Питта Сложный шифр: что означают имена детей Анджелины Джоли и Брэда Питта

Каждое из имен детей Анджелины Джоли стало настоящим заявлением миру

VOICE
Набирают скорость: почему «Формула-1» перестает быть мужским чемпионатом Набирают скорость: почему «Формула-1» перестает быть мужским чемпионатом

«Академия F1» — гоночная серия и программа тренировок для женщин

Forbes
Осмысленный и беспощадный: почему наши дети начинают бунтовать Осмысленный и беспощадный: почему наши дети начинают бунтовать

Подростковый бунт считается необходимым этапом взросления. Для чего он нужен?

VOICE
Давай снижайся Давай снижайся

Как сбить температуру у ребенка и когда это требуется

Лиза
«Ты не останешься одна на всю жизнь»: письмо незамужней себе — пример психотерапевта «Ты не останешься одна на всю жизнь»: письмо незамужней себе — пример психотерапевта

Если что-то идет не по плану, мы начинаем волноваться: все так и останется?

Psychologies
Триллионы долларов: сколько метавселенная принесет человечеству (и как на ней заработать) Триллионы долларов: сколько метавселенная принесет человечеству (и как на ней заработать)

Отрывок из книги «Метавселенная: как она меняет наш мир»

Inc.
Шоколадный маркетинг. Как «говорящие конфеты» спасли бренд M&M’s в 90-х Шоколадный маркетинг. Как «говорящие конфеты» спасли бренд M&M’s в 90-х

Как Желтый и Красный спасли M&M’s от разорения

СНОБ
Онлайн-банк в Telegram: как это работает и насколько безопасно Онлайн-банк в Telegram: как это работает и насколько безопасно

Смогут ли чат-боты заменить приложения онлайн-банков?

Forbes
Что делать с «Люси»? Что делать с «Люси»?

Формы у суперяхты Tecnomar Evo 120 по имени Lucy преобладают над функциями

Y Magazine
Как принять разные потери: 9 шагов, чтобы победить страх, — продолжайте действовать Как принять разные потери: 9 шагов, чтобы победить страх, — продолжайте действовать

Как не мучить себя понапрасну и действовать сообразно ситуации?

Psychologies
Открыть в приложении