Как люди путешествовали, когда не было авиасообщения

Вокруг светаИстория

Всемирный фарватер

Колумб проложил путь из Европы в Америку, но преодолевать его парусникам мешала стихия. В XIX веке благодаря пароходам появилось регулярное морское сообщение, которое началось с Атлантики и связало всю планету, став главным каналом перемещения людей. Задолго до эры авиации

Текст: Владимир Веретенников

Почтовая открытка с изображением прогулочной палубы парохода «Мария Терезия»

Закономерно, что первый массовый спрос возник именно на трансатлантические путешествия: США быстро развивались, и через «большую лужу» стремилось переплыть все больше эмигрантов и предпринимателей из Старого Света.

Регулярное трансатлантическое сообщение началось 4 января 1818-го, когда американская компания Wright, Thompson, Marshall&Thompson отправила из Ливерпуля в Нью-Йорк парусник «Курир» с грузом и четырьмя пассажирами на борту, а днем позже другое судно той же компании «Джеймс Монро» покинуло Нью-Йорк в противоположном направлении. Поскольку паруса обоих кораблей украшал опознавательный знак в виде большого черного шара, вскоре компания была переименована в Black Ball Line.

Идея привлекла других судовладельцев, и вскоре у Black Ball Line появились конкуренты – Red Star Line, Blue Swallowtail Line и Dramatic Line. Сначала все четверо соперников вели «дикую» схватку, но в 1844 году заключили между собой соглашение о том, что будут отправлять свои корабли по определенным датам, не отбивая друг у друга клиентов. И именно тогда в обиход впервые вошло слово «лайнер» (liner) – то есть большое пассажирское судно, передвигающееся строго по графику и по определенной линии маршрута.

Явление парохода

Первым лайнерам отчаянно не хватало точности. Трансатлантическое путешествие могло затянуться на срок от 15 до 40 дней и больше – в зависимости от погоды. Печальный рекорд поставил лайнер «Даймонд», зимой 1836-37 годов добиравшийся из Ливерпуля в Нью-Йорк в течение целых ста дней! За это время иссякли имевшиеся на борту продукты, и 17 из 180 пассажиров умерли от истощения. Естественно, люди, отдававшие за рейс огромные по тем временам суммы от 120 до 140 долларов, хотели от судовладельцев большей точности и безопасности.

Весной 1838 года Атлантический океан за 18 суток и 2 часа пересекло судно «Сириус», пользовавшееся в пути не традиционными парусами, а паровой машиной и громоздкими гребными колесами. Этот рейс сопровождался драматическими обстоятельствами. Дело в том, что в апреле 1837-го в Лондоне был введен в эксплуатацию «Грейт Уэстерн» – первый в истории пароход, построенный специально для перевозки пассажиров через Атлантику. Это творение инженера Измабарда Кингдома Брюнеля выглядело по тем временам чудом техники: 2300 тонн водоизмещения, двухцилиндровый паровой двигатель мощностью в 750 лошадиных сил, два гребных колеса и полная скорость в 8,5 узла (15,7 км/ч). При экипаже в 80 человек он мог взять на борт 128 пассажиров.

Пароход «Грейт Уэстерн»

Компания Great Western Steamship Co, которой принадлежало это замечательное судно, намеревалась «застолбить» за собой первую в мире трансатлантическую пароходную трассу, но обнаружился конкурент. Компания British&American Steam Navigation Co начала строительство собственного парового лайнера «Ройял Виктория». Когда стало ясно, что «Викторию» не успеют завершить в срок, чтобы она успела опередить «Грейт Уэстерн», владельцы British&American пошли вабанк – и зафрахтовали 700-тонный тихоходный «Сириус», до того мирно ходивший по каботажной трассе между Лондоном и ирландским Корком.

31 марта 1838 года «Грейт Уэстерн» отплыл из Лондона в Бристоль, чтобы оттуда начать путешествие в Нью-Йорк. Но на пути в машинном отделении судна вспыхнул пожар – тем более опасный, что корпус парохода был сделан из дуба. Пожар быстро удалось потушить, но свыше 50 пассажиров, прослышав об этом инциденте, отменили бронирование рейса Бристоль–Нью-Йорк.

Когда «Грейт Уэстерн» 8 апреля покинул британские берега, на его борту находилось лишь семь самых храбрых пассажиров. Однако из-за пожара рейс задержался, дав «Сириусу» четырехдневную фору. По мере приближения к Нью-Йорку «Сириус» почти полностью израсходовал имевшийся на борту уголь, и экипажу пришлось вылить в топки четыре барреля смолы. Газеты потом постарались приукрасить эту историю, утверждая, будто морякам пришлось спалить в топке мачту и даже корабельную мебель. Это, однако, вымысел, позже, впрочем, вдохновивший Жюля Верна на описание приключений, что пережил при пересечении Атлантики Филеас Фогг. Так или иначе, команда «Сириуса» выложилась по полной, опередив куда более мощный и быстрый «Грейт Уэстерн» на шесть часов. В Нью-Йорк «Сириус» прибыл 22 апреля, а «Грейт Уэстерн» – лишь 23 апреля.

Памятник Сэмюэлу Кунарду в Галифаксе, Новая Шотландия

Часовой маятник

Впрочем, ни одному из участников первой гонки не суждено было завоевать владычество над Атлантикой. А добился этого канадский судовладелец Сэмюэл Кунард. Уроженец Галифакса, которого называли «Наполеоном бизнеса», еще в 1831 году сделал предсказание: благодаря паровым судам сообщение на морских рейсах скоро будет осуществляться с такой же точностью, как и на железных дорогах. И сам взялся за исполнение своего пророчества.

В 1837 году 49-летний Кунард отправился в Лондон, где сумел уговорить Адмиралтейство субсидировать строительство судов «мощностью не менее 300 лошадиных сил для перевозки почты из Англии в Галифакс дважды в месяц», а также заключить контракт с инженером Робертом Нейпиром, который взялся сделать для него надежные и мощные двигатели по разумной цене. А 7 февраля 1840 года на верфи в шотландском Гриноке состоялся спуск на воду парохода «Британия».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лучший друг Лучший друг

Царь Пётр именовал уроженца Женевы Франца Лефорта лучшим другом

Дилетант
Курс на Север: 5 маршрутов выходного дня по Ленинградской области и Карелии Курс на Север: 5 маршрутов выходного дня по Ленинградской области и Карелии

Летние выходные — отличный повод полюбоваться суровыми северными красотами

Вокруг света
Шерстяной покров Шерстяной покров

Астхильдур Магнусдоттир рассказала, почему она выбрала жить в мире с природой

Вокруг света
Хотят, но боятся: что мешает фондам принимать пожертвования в криптовалюте Хотят, но боятся: что мешает фондам принимать пожертвования в криптовалюте

Что мешает фондам благотворительности эффективно использовать цифровую валюту

Forbes
Черное дело Черное дело

Традиционное – не значит устаревшее, считают Елена и Олег Малышевы

Вокруг света
Палеоантропологи впервые обнаружили останки денисовца вне Алтая и Тибета Палеоантропологи впервые обнаружили останки денисовца вне Алтая и Тибета

Зуб небольшой девочки, жившей 164–131 тысячу лет назад, был найден в Лаосе

N+1
Дальше ехать некуда Дальше ехать некуда

На противоположной стороне планеты живут 45 человек и птица уэка

Вокруг света
Пределы адаптации: как в Индии переносят катастрофическую жару Пределы адаптации: как в Индии переносят катастрофическую жару

Температура поверхности во многих районах Индии превысила 60 градусов

N+1
Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Вокруг света
«Теория сексуальной экономики»: почему одних женщин раздражает откровенная одежда на других «Теория сексуальной экономики»: почему одних женщин раздражает откровенная одежда на других

Как и почему срабатывает внутриполовая конкуренция?

Psychologies
Три рыбки у водопада Три рыбки у водопада

Удивительное путешествие в страну, где «13 месяцев солнца», но льют дожди

Вокруг света
Как Тесса Лау создала строительных роботов-помощников и привлекла $45 млн Как Тесса Лау создала строительных роботов-помощников и привлекла $45 млн

На создание компании Dusty Robotics Тессу Лау вдохновил ремонт в ее доме

Forbes
Путь на Олимп Путь на Олимп

Как возродилась древняя традиция Олимпийских игр

Вокруг света
Без антибиотиков, по древнему рецепту монахов: как и где делают настоящий пармезан Без антибиотиков, по древнему рецепту монахов: как и где делают настоящий пармезан

Как в Эмилия-Романье варят пармиджано-реджано по древнему рецепту монахов

Вокруг света
Остановись, мгновенье Остановись, мгновенье

Спустя 2500 лет атлет остается одним из самых мощных образов в истории искусства

Вокруг света
Ферма с музыкальным уклоном Ферма с музыкальным уклоном

Компания «Молочная культура» развивает свое отличие от конкурентов

Эксперт
Веселый град Веселый град

О бурной, веселой и криминальной жизни Праги до Тридцатилетней войны

Вокруг света
Судьба палача: как сложилась жизнь Тоньки-пулеметчицы после Второй Мировой, и кто ее сдал Судьба палача: как сложилась жизнь Тоньки-пулеметчицы после Второй Мировой, и кто ее сдал

Антонина Макарова получила славу женщины-палача

ТехИнсайдер
Хрупкий балтийский берег Хрупкий балтийский берег

Как жители Балтики отвоевывают у моря родные берега

Вокруг света
Как сбросить настройки Андроид до заводских Как сбросить настройки Андроид до заводских

Сбрасываем настройки андроида через меню, recovery и сервисный код

CHIP
На надувной лодке через Атлантику На надувной лодке через Атлантику

Кругосветное плавание безопасной работой не было никогда

Вокруг света
Александра Самохина. Две капли воды Александра Самохина. Две капли воды

Но я — это я, и у меня своя судьба...

Коллекция. Караван историй
Вам письмо Вам письмо

В Антарктиде, на Эвересте, под водой – самые необычные почтовые отделения мира

Вокруг света
Мегапоезд с ядерным реактором: авантюрный проект советских инженеров Мегапоезд с ядерным реактором: авантюрный проект советских инженеров

Инженеры середины ХХ столетия мечтали о гигантских поездах с атомным сердцем

ТехИнсайдер
Предельный Туле Предельный Туле

Край мира: где его искать

Вокруг света
В шкуре лобстера В шкуре лобстера

«Волк»: социальный хоррор, подражающий Лантимосу

Weekend
Смех зверей Смех зверей

Посмеяться любят многие: и обезьяны, и дельфины, и даже грызуны

Вокруг света
Всегда ли надо мыть посуду? 6 случаев, когда загрязнения приводили к научным открытиям Всегда ли надо мыть посуду? 6 случаев, когда загрязнения приводили к научным открытиям

Существуют примеры, когда именно загрязнения приводили к открытиям

Вокруг света
Клин с клином Клин с клином

Клинопись – древнейшая известная человечеству система письма

Вокруг света
Страх в ожидании медового месяца: что такое абьюз и как его распознать Страх в ожидании медового месяца: что такое абьюз и как его распознать

Что такое абьюз, как защититься от него и распознать абьюзера в других и себе

Forbes
Открыть в приложении