Что значат костюмы героев Джима Джармуша?
22 января Джиму Джармушу исполняется 70. Пересматриваем культовые фильмы режиссера, разглядываем детали в кадре и рассказываем, почему один из лидеров мирового независимого кино одевал своих героев именно так.
Джим Джармуш — лицо американского независимого кинематографа, режиссер-минималист, чьи фильмы не отличаются хитро закрученными сюжетами, но все равно держат зрителя на крючке до самых титров. Как Джим не раз говорил в интервью, отправной точкой для него часто являются не сценарий и не история, а актеры, с которыми он хотел бы поработать — роли придумываются под них, а не наоборот — или какой-то интересный феномен: например, «Таинственный поезд» 1989 года был вдохновлен музыкальной культурой Мемфиса (родного города Элвиса Пресли). Отсюда пристальное внимание к деталям: музыке, пейзажам, интерьерам, особенностям внешности и костюмам.
Фильмы Джармуша хочется не просто смотреть, а рассматривать, а стиль некоторых героев копировать. Джиму здорово удается передавать эстетику времени и локации, в которых разворачивается действие, — он показывает их без прикрас, предельно реалистично, но ощущение киношности происходящего тебя не покидает. То же самое с персонажами: они идеально вписаны в ландшафт и вместе с тем из него выбиваются. Как такое вообще возможно? Разберем на примере четырех фильмов, которые очень рекомендуем посмотреть или пересмотреть в честь юбилея их автора.
«Таинственный поезд», 1989
Джим Джармуш — американец и в ряде своих работ рассказывает об Америке. «Таинственный поезд» 1989 года (вместе с «Более странно, чем в раю» и «Вне закона») — часть трилогии, демонстрирующей страну глазами иностранца. Как мы уже говорили, Джармуш снял этот фильм в период увлечения музыкальной культурой Мемфиса. В этом городе и происходит действие — три параллельные истории постояльцев местного отеля «Аркадия», пыльного и довольно ветхого. На дворе 1980-е, но в Мемфисе время будто застыло в золотых годах самого знаменитого выходца из этих мест Элвиса Пресли.
Наряды персонажей, несмотря на то что многие из них здесь гости, тоже соответствуют атмосфере. Японские туристы Мицуко и Джон из первой новеллы — фанаты рок-н-ролла и одеваются в стиле 1960-х: на ней мини-юбка и бунтарская кожанка, расписанная из баллончика, на нем узкие брюки, плечистый зеленый пиджак, ремень с фигурной пряжкой и ботинки монки. Итальянка Луиза из второй новеллы носит легкое платье с алыми цветами на черном фоне и внешне напоминает Присциллу Пресли. Главного героя третьей новеллы Джонни и вовсе прозвали Элвис за сходство с Королем: на нем майка-алкоголичка, брюки на подтяжках и распахнутая рубашка, на голове кок, а на щеках бакенбарды. Главный щеголь фильма — портье «Аркадии» в ярко-красном костюме и галстуке в тон.