Как люди выживают на Крайнем Севере: жизнь за Стеной
В нашем понимании жизнь вблизи полюсов похожа на выживание людей за Стеной, как в «Игре престолов». И в некоторых аспектах жизнь людей на Крайнем севере действительно так же сложна.
Полярникам на Крайнем севере приходится нелегко. Вот что им приходится преодолевать, чтобы выжить.
Впрошлом чукчи и другие коренные народы Севера жили в ярангах - уникальных жилищах. Традиционная чукотская яранга - это куполообразное строение из деревянных столбов, покрытое оленьими шкурами. Для изготовления одной яранги требуется около 50 оленей. В прошлом столбы, на которых стоят жилища, бережно передавались по наследству. Сейчас это не так, и материалы, из которых изготавливаются жилища, изменились. Они не имеют основания или пола и стоят на земле. Когда олени съедают всю траву на пастбище, его расчищают, яранги разбирают, ставят столбы, и тундра возрождается сама. Традиционная жизнь не производит много мусора, а поскольку он биоразлагаем, никаких проблем не возникает.
Жизнь на севере
Представьте, что вы идете по обычному российскому городу, смотрите на однообразные панельные дома и воображаете, что где-то в далекой космической галактике джедаи воюют с императорской армией. В видимой части Вселенной так много галактик, а количество звезд в них почти бесконечно, что вполне возможно, что где-то действительно есть джедаи или Империя.
Вдруг что-то происходит, и в течение нескольких секунд вы ничего не видите, ничего не слышите, а когда к вам возвращается сознание, вы обнаруживаете себя посреди заснеженной равнины, держа на ноге странную конструкцию, напоминающую имперскую боевую машину из известного киномира.
Не теряйте бдительности. Вы не перенеслись в далекую-далекую галактику; вы всего лишь на Южном полюсе. А еще есть Хари-6, британская полярная станция, на которой находится команда полярников. Этот объект замечателен во всех смыслах этого слова. Ряды модулей состыкованы почти как в космосе, каждый из них стоит на выдвижных ножках, прикрепленных к полозьям.
Это позволяет перемещать станцию. Модули отстыковываются, поворачиваются в нужном направлении и буксируются по снегу. Фактически, нынешняя станция построена именно таким образом. Первоначально модули были построены в Кейптауне, перевезены в Антарктиду, разгружены на шельфе Брандта в море Уэдделла и по одному доставлены на глубину 16 км в ледник, где они были пристыкованы. Ледник Брандта, как и весь антарктический лед, медленно ползет, и по мере того, как айсберги отрываются от его берегов, их можно при необходимости оттащить дальше.