Как выжить в холоде: опыт самых суровых мест на Земле
Обе «верхушки» Земли, расположенные вокруг полюсов, – территории крайне сурового климата. Там очень холодно, причем не только зимой, но и летом. Тем не менее люди в этих местах живут. На Крайнем Севере – где-то с неолита и постоянно, на Крайнем Юге – последние примерно полвека и посменно. Мы решили разобраться в том, какие технологические изюминки позволяют им переносить морозы.
В стародавние времена основным жилищем чукчей и многих других северных народов была яранга. Традиционная чукотская яранга – это купольная конструкция из деревянных шестов, накрытая оленьими шкурами. На одну ярангу уходит около полусотни оленей. Шесты в тундре когда-то являлись большой ценностью и передавались по наследству. Сейчас это не так, да и материалы стали другими. Стоит это сооружение прямо на земле – ни фундамента, ни пола у него нет. После того как олени съели в окрестностях весь ягель, стойбище снимается с места, яранги разбираются, шесты складываются и тундра приобретает первозданный вид. Мусора при традиционном образе жизни образуется очень немного, он весь биоразлагаем – с экологией здесь все хорошо.
Внутри имперской многоножки
Представьте, что вы идете по типичному российскому городу, смотрите на однообразные панельные дома и думаете о том, что сейчас где-то далеко, в затерянной в пространстве галактике, джедаи воюют с имперцами. Поскольку число галактик в видимой части Вселенной очень велико, а число звезд в них близится к бесконечности, очень вероятно, что где-то и впрямь есть джедаи и имперцы.
Вдруг что-то происходит, несколько секунд вы ничего не видите и не слышите, а придя в сознание обнаруживаете себя посреди заснеженной равнины перед странным сооружением на ножках, похожим на боевые машины Империи из «Звездных войн».
Не пугайтесь! Вас не унесло в далекую галактику, вы всего-навсего в Антарктиде. А перед вами – британская полярная станция «Халли-6». Это замечательный во всех смыслах объект: цепочка состыкованных друг с другом (почти как в космосе) модулей, каждый из которых стоит на выдвижных опорах, оснащенных салазками. Благодаря этому станцию можно перемещать: отстыковать модуль, развернуть его в нужную сторону и отбуксировать по снегу. Собственно, текущая версия станции так и была построена: модули первоначально сделали в Кейптауне, затем транспортировали в Антарктиду, выгрузили на шельфовый ледник Бранта в море Уэдделла и по одному отвезли вглубь ледника на 16 км, где и состыковали. При необходимости их можно оттащить еще дальше – а это вполне возможно, поскольку ледник Бранта, как и все антарктические льды, потихоньку ползет, и от его океанической кромки откалываются айсберги.
Станция – шестой по счету вариант постоянного жилища полярников, работающий приблизительно (ледник ползет, отсюда и приблизительность) на том же месте. В первом случае, в 1956 году, британские полярники построили на леднике более-менее обычный дощатый домик. Конструкция последующих зимовочных помещений постепенно усложнялась, пока они не приобрели сходство с объектами из научной фантастики.
Зимой здесь проживают полтора десятка специалистов, присматривающих за оборудованием и научными приборами. Летом работников становится больше – порядка семидесяти человек.
Нынешняя станция примечательна еще несколькими техническими решениями. Для обогрева помещений здесь используется тепло, выделяемое работающими дизель-генераторами и собранное специальными теплоуловителями. Вырабатываемая ими электроэнергия тратится только на профильные нужды, вроде работы научных приборов.
В иных условиях для отопления лучше подошел бы газовый котел, вроде Ariston Alteas One – он легче и экологичнее, но для него нужен газ. Газ надо доставить в Антарктиду в баллонах, а потом баллоны везти обратно: континент должен оставаться чистым. Старая добрая солярка в этом отношении экономичнее: здесь масса сосуда по отношению к массе топлива меньше.