Неуловимые коты Сайлюгема
Национальный парк «Сайлюгемский», расположенный в Кош-Агачском районе Республики Алтай, называют «землёй снежного барса» — здесь обитает крупная популяция барсов, или, как их ещё называют, ирбисов. Впрочем, ирбисы не единственные дикие кошки, проживающие здесь. О том, как им живётся в алтайских горах, рассказывает Денис Гуляев, заместитель директора по приоритетным направлениям национального парка «Сайлюгемский».
— Денис Игоревич, снежного барса называют самой редкой в мире кошкой. Сколько их осталось в нашей стране?
— Ирбисов в России, по экспертным оценкам, 70—90 особей. В этом году, по результатам учёта, можно достоверно говорить минимум о 87 особях, идентифицированных с помощью фотоловушек. Ещё 11 выделено по следам на снегу у коллег в Республике Тыва. В Республике Алтай их 54, из них 47 особей мы насчитываем в границах нацпарка и на сопредельных участках и ещё 7 обитают на региональных особо охраняемых природных территориях.
— Правда ли, что до создания национального парка оставшихся барсов можно было пересчитать по пальцам одной руки?
— Национальный парк «Сайлюгемский» был создан в 2010 году, а полноценно функционировать начал в 2013 году. На тот момент мы знали о трёх снежных барсах, но это не говорит о том, что их численность была именно такой. Буквально двумя-тремя годами ранее появились фотоловушки, без которых сейчас невозможно представить себе нашу работу. Фотоловушки — основной инструмент по учёту численности, мониторингу снежного барса. Мы стали исследовать новые места, новые участки, ежегодно расширяя свою сеть фотоловушек, закрываем «белые пятна».
На сегодняшний день сотрудники национального парка обслуживают 183 фотоловушки — это высокий показатель. Проверять их стараемся раз в два месяца, но есть труднодоступные места, куда можно попасть всего пару раз в год, например кластер «Аргут». Там обитает самая крупная в России группировка ирбиса — 23 особи. Совсем недавно, в 2000-х годах, считалось, что ирбис на этой территории был истреблён браконьерами. После создания национального парка началась системная работа, и теперь, спустя долгие годы, мы можем говорить о том, что группировка восстановлена. В Аргуте, кстати, обитает и крупнейшая группировка козерога в России (основная добыча ирбиса в этих местах), мы оцениваем её в 3000—3500 особей.
— В телеграм-канале вашего парка есть видео, как снежный барс идёт по своей территории, замечает фотоловушку и внимательно её изучает. Ирбисы — наблюдательные, любопытные кошки?
— Можно сказать, что все звери интересуются фотоловушками. Технические особенности этих устройств таковы, что в них для подсветки используется инфракрасное излучение, и фотоловушка хорошо видна зверям особенно в тёмное время суток. Да и человеческий запах присутствует: когда мы её устанавливаем, мы свои следы оставляем — звери их «читают», подходят и обнюхивают. А ещё звери обмениваются информацией между собой. Если говорить про снежного барса, то мы устанавливаем фотоловушки именно в местах его активности — у маркировочного камня, у дерева, где он оставляет задиры. Зверь сюда точно придёт.
Хотя бывает, что животные ломают фотоловушки. Вот совсем недавно два подросших снежных «барсика» её просто разгрызли! Мы сначала думали, что это сделал медведь или даже человек, но камера напротив запечатлела «преступление».
— В чём особенность снежных барсов, чем они отличаются от других крупных кошачьих?
— Это самый малоизученный вид в семействе кошачьих. Он обитает в сложных климатических условиях: высотная поясность — от 1800 до 4500 метров над уровнем моря. Климат у нас суровый — зимой в Кош-Агаче температура может опуститься до −50°. Сильные холодные ветра, осадки… Нам приходится работать в тех же условиях, где водится снежный барс. Это непросто.
— Слышала, что на Алтае ирбис считается священным животным. Это правда?
— Да, снежный барс считается сакральным животным для местного населения. Есть у нас вершина Ирбис-Ту, Гора Снежного барса. Существуют легенды о снежном барсе. Многие люди считают, что увидеть снежного барса — к большой удаче: не каждому удаётся.
— А встреча с ним не опасна?
— Это практически полностью безобидное для человека животное. На территории бывшего СССР официально зарегистрировано два случая, когда обессиленный снежный барс вышел к человеку и пытался напасть, но вреда не нанёс. Больше официальных случаев агрессии не описано. Если взять территорию Республики Алтай и Тывы, за последние два года встречи со снежным барсом участились. Местные жители говорят: «Ох, тут снежного барса много!», хотя обычно видят одних и тех же барсов, живущих неподалёку от животноводческих стоянок. С помощью фотоловушек мы знаем, кто и где «прописан».