Умножение делением
Что такое безусловный базовый доход и почему он не станет билетом в безбедную жизнь
За, против и кому это нужно: разбираемся, почему в разных странах вновь заговорили о безусловном базовом доходе, насколько эта идея жизнеспособна и какие ей есть альтернативы.
Когда в 2020 году началась пандемия COVID-19, правительства по всему миру были вынуждены прибегнуть к беспрецедентным мерам социальной защиты. Среди прочего в массовом порядке власти стали раздавать адресную финансовую помощь. Так, по данным Всемирного банка, 22% из всех денежных трансфертов, направленных на смягчение экономического падения, представляли собой разовые выплаты. Интересно то, что эти выплаты чем-то напоминали идею безусловного базового дохода. Пандемия придала новую силу дискуссиям вокруг этого проекта.
«Базовый доход — это доход, выплачиваемый политическим сообществом всем своим членам на индивидуальном основании без проверки степени нуждаемости и без требований выполнения работы».
Так бельгийский философ Филипп ван Парейс, известный исследователь и апологет безусловного базового дохода (universal basic income, ББД), формулирует основную идею этого проекта.
Иногда к этому определению добавляется еще одно требование — такой доход должен быть достаточным для того, чтобы человеку больше не грозила бедность.
В целом ББД отличается от других социальных выплат тем, что такой доход обеспечивается каждому члену политического сообщества вне зависимости от его личных доходов, социального статуса, возраста, места работы и т.д.
В последние десятилетия ББД активно обсуждается в связи с ускорением роботизации, развитием искусственного интеллекта и ростом экономического неравенства внутри стран.
Потенциальный скачок уровня безработицы и бедности нужно как-то сгладить, и такие безусловные выплаты — одна из возможных мер. Но у этой идеи есть как сторонники, так и противники, причем спорят на эту тему уже давно — начиная с эпохи Просвещения в контексте обдумывания оппозиции «естественного человека» и «человека цивилизации».
Прийти к окончательному вердикту в этих спорах особенно сложно, поскольку экспериментов, которые показывали бы, как базовый доход влияет на экономику и общество в масштабе целой страны, до сих пор нет. Зато было запущено множество пилотных проектов и локальных исследований. Например, только в США, по данным Лаборатории базового дохода Стэнфордского университета, было проведено 155 экспериментов по ББД, причем 65 из них активны и в настоящее время.
Любопытный эксперимент был проведен в Финляндии. В стране случайно выбрали 2000 человек в возрасте от 25 до 58 лет, у которых не было работы. С января 2017-го по декабрь 2018 года им ежемесячно выплачивали €560. Предварительные итоги эксперимента показали, что, хотя эти выплаты положительно повлияли на благополучие, а также на физическое и психическое здоровье участников исследования, однако в части поиска работы они вели себя неактивно.
Другую программу уже в условиях пандемии провели власти Лос-Анджелеса. В период с января 2022-го по март 2023 года 3200 человек из беднейших муниципалитетов получали фиксированную и безусловную выплату в размере $1000. После окончания проекта исследователи оценили структуру расходов этих выплат. Оказалось, что из этой суммы на долю услуг непищевого ретейла (то есть на покупку непродовольственных товаров) пришлась наибольшая часть расходов — 33,2%. За ними следовали продукты питания (32,8%) и расходы, связанные с транспортом (10%).
Что говорят сторонники безусловного базового дохода
Институциональный аргумент
Как правило, сторонники ББД защищают эту идею, ссылаясь на два аргумента.
Первый можно назвать институциональным. Апологеты ББД говорят о необратимых процессах цифровизации и роботизации, которые чреваты неконтролируемым ростом безработицы в будущем. Введение базового дохода позволит купировать эти риски, устранив резкий скачок бедности и сгладив другие кризисные явления этой технологической и экономической перестройки.
Филипп Ван Парайс и Янник Вандерборхт в своем исследовании «Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики» пишут о том, что похожие на ББД проекты уже вводились в европейских странах как раз для того, чтобы решить проблемы, связанные с избытком труда.
Например, в середине XVI века, когда в Европе начался процесс экономической перестройки от феодализма к капитализму, тысячи людей остались без работы. Прежние социальные связи и традиционные механизмы взаимопомощи стали рассыпаться вместе с новым этапом урбанизации. В результате позднесредневековые города наводнили попрошайки, которых не могли прокормить ни церковные организации, ни местные частные благодетели. Пришлось вмешаться городским властям, которые на время ввели меры денежной или иной помощи беднякам на регулярной и безвозмездной основе.
Вдобавок к этому разговор о базовом доходе связывается с ростом экономического неравенства, которое сопровождается падением доходов среднего класса, заметно снизившимися темпами роста мировой экономики и старением населения. Такая ситуация чревата не только консервацией неравенства, но и потенциальным ростом бедности.