Подо льдами
Плавание подводных лодок подо льдами и даже подледный запуск с них баллистических ракет теперь стали обыденными явлениями, а ведь совсем недавно это было чем-то сродни первому полету в космос.
Идеи о возможности подледного плавания появились задолго до того, как удалось создать саму лодку. Так, в 1881 г. в Русское техническое общество свой проект подводной лодки представили братья Карышевы. В нем они писали и о возможности достижения полюсов, используя полыньи во льдах для пополнения запаса воздуха.
Этот проект, как и аналогичные, предлагаемые как в России, так и за рубежом, оставались на бумаге.
В то время лодки в зимнее время не эксплуатировались, поэтому в конце 1908 года было принято решение проверить возможность их использования при отрицательных температурах наружного воздуха. Для испытаний была выбрана «Кефаль» под командованием мичмана В.А. Меркушева. Это была лодка типа «Протектор» (в российском флоте – тип «Осетр»), построенная американской фирмой С. Лейка и вступившая в строй российского флота в 1905 году. Ее подводное водоизмещение составляло 187 т, а дальность подводного плавания всего лишь 17 миль.
Испытания начались 30 декабря 1908 года. В это время вся бухта Золотой Рог была покрыта льдом, а температура воздуха упала до –25 градусов. В 11 час. 48 мин. 1 января 1909 года «Кефаль» начала первое в истории подледное плавание. Всего за время испытаний она пробыла подо льдом 1 час 32 мин., пройдя при этом 4 мили. При одном из всплытий лодка пробила своим корпусом ледовое поле. К сожалению, полученный опыт в дальнейшем не использовался.
По мере создания и развития советского подводного флота некоторые подводники высказывали мнение, что лодки должны уметь преодолевать ледовые преграды и в подводном положении. Это было особенно важным для Балтийского флота в 20–30-е годы, так как Финский залив зимой сковывали льды, а другой возможности выхода на просторы Балтики в те времена не существовало.
Одним из инициаторов решения проблемы подледных плаваний на Балтике в середине 30-х годов стал начальник штаба бригады подводных лодок капитан 2 ранга А.Т. Тарадин. В докладе «О возможности использования подводных лодок в условиях Финского залива» предлагалось ввести в существовавшие проекты подводных лодок некоторые изменения, которые позволили бы подводникам плавать «под неподвижным льдом для решения боевых задач в период зимних боевых действий в Финском заливе и Балтийском море».
Во время советско-финской войны 1939– 1940 гг. этот вопрос приобрел особую актуальность. В ходе войны советским подводникам неоднократно приходилось форсировать под водой ледовые перемычки. Так, в начале января 1940 года действовавшей в Ботническом заливе лодке «Щ-311» трижды довелось совершать плавание подо льдами. Вот как описывается один из таких случаев:
«Ботнический залив, 4 января 1940 года, четверг. До широты 63°10’С сплошной лед...
11.25. Погрузились на глубину 25 метров.
12.05. Легли на курс 90°.
13.24. Подошли под полосу плавающего льда.
16.44. По местам стоять к всплытию!
16.47. Отдраили рубочный люк...»
В феврале 1940 года на подводной лодке «М-90» проводились испытания гидробура. С помощью этого устройства с находившейся подо льдом лодки за 7 мин. во льду толщиной 60–70 см удавалось пробурить отверстие диаметром 40 см. Это позволяло поднять перископ и вести наблюдение за окружающей средой. Была проверена и возможность вести подледную торпедную стрельбу. Дальнейшие испытания прервала начавшаяся Великая Отечественная война.
Кратковременные подледные плавания совершили и несколько лодок ТОФ. Рекорд поставили 25–26 января 1940 г. тихоокеанские подводники. Во время учения по выходу из бухты подо льдом «Л-13» за 19 час. 43 мин. прошла под ледовым покровом 46,8 мили.
В Арктике первое подледное плавание продолжительностью всего лишь в 30 мин. совершила 13 февраля 1938 года подводная лодка «Д-3» в ходе спасения экспедиции папанинцев.
Во время Второй мировой войны действовавшие в Арктике германские подводные лодки неоднократно совершали кратковременные подледные плавания, форсируя ледовые преграды или укрываясь от атак противолодочных сил противника.
После окончания Великой Отечественной войны, и особенно после начала «холодной войны», интерес к подледному плаванию возрос. Новые системы гидроакустики (эхоледомеров и гидролокаторов) позволяли достаточно эффективно находить полыньи во льдах и определять толщину ледовых полей. Появились и телевизионные установки для тех же целей.
В 1955–1960 годах ряд подводных лодок проектов 611 и 613 послевоенной постройки ходил на север Баренцева и в Гренландское море для приобретения опыта плавания подо льдом, отработки методики всплытия в полыньях и разводьях, для испытания первых эхоледомеров, приборов для приема радиосигналов. За два похода «С-329» прошла подо льдом без малого 400 миль, находясь под водой в общей сложности 133 часа. Несколько раз подводники всплывали в разводьях, производя зарядку аккумуляторной батареи. Наибольшее удаление от кромки льда составило 100 миль. Подводная лодка «С-347» прошла подо льдом за 56 часов 167 миль, а «Б-70» и «Б-76», удалившись от кромки льда на 140 и 135 миль, пробыли подо льдом 93 и 88 часов и прошли за это время 273 и 282 мили соответственно.