«Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна»
Как языческих богов изображали в Средневековье
К VI веку в Ирландии завершился процесс христианизации, и почитание языческих богов практически прекратилось. Однако интерес к ним не исчез: позже некоторые божества появились в средневековой литературе. В книге «Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»), переведенной на русский язык Ниной Живловой, медиевист Марк Уильямс рассказывает, как эволюционировали божества ирландской мифологии с раннего Средневековья до наших дней. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как мыслители пытались вписать в христианство языческих богов.
Природа и идентичность
Для раннесредневековой Ирландии характерно поразительное разнообразие мнений по поводу того, чем являлись боги. Джон Кэри и Жаклин Борше, ключевые участники этого спора, разъяснили, что авторы саг так и не решили, как же вставить богов в христианскую вселенную: были разные мнения по поводу их онтологии — то есть природы их природы. Обычно это приписывается культурной тревоге (cultural anxiety): ирландские ученые люди, видимо, признавали, что боги были важной частью традиционного наследия Ирландии, но, будучи благочестивыми христианами, беспокоились о том, как же следует понимать этих существ. Одно из серьезных умозаключений по поводу древних богов заключалось в том, что они — милосердные ангелы, которые были посланы до прихода христианства, чтобы направить ирландцев согласно «истине природы». Хотя это утверждение в литературе встречается только раз (и звучит вполне недвусмысленно), это предположение было поразительно смелым для раннесредневековой Европы. Как мы уже говорили, вторая стратегия определяла богов как не-падших человеческих существ: они, не затронутые грехом, были невидимы и при этом бессмертны. Еще одним решением было считать их группой «наполовину падших» ангелов, которые не приняли определенную сторону в мятеже Люцифера против Бога; и наконец, их можно было прямо осудить как демонов. Из этих мнений получалась изменчивая шкала нравственной респектабельности. Также были редкие попытки представить местных богов именно как богов (без их адаптации к христианскому учению) или же как прославленных людей, которых потомки стали ложно почитать как богов (так предполагал древний баснописец Эвгемер). Последний вариант нечасто выходил на первый план в период, о котором идет речь в этой главе, но стал ключевым в высоком Средневековье.
Как же взвесить эти возможности? Строго говоря, единственной по-настоящему ортодоксальной можно считать идею, что боги были демонами, — обычный подход к местным божествам в средневековой Европе. Хотя в Ирландии эта тема никогда не была главной, такая мысль отражается в ранней агиографии Патрика; она бескомпромиссно выражена в саге, написанной, возможно, в XI веке, чуть позже, чем период, о котором говорится в этой главе:
Ибо велика была сила демонов до (прихода) веры. И такова она была, что демоны сражались с людьми в (своих) телах и показывали прекрасные и тайные вещи так, как будто бы те были вечными. Таким образом, им верили. И вот эти видения невежды называют «сиды» (síde) и «люди сидов» (áes síde).
Убеждения автора вполне очевидны, но, судя по всему, это мнение никогда не было широко распространено; оно, кроме того, подразумевает отмену всякой ценности литературы, где действие происходит в языческом прошлом, — литературы, которая уже была богатой к тому времени, как был написан этот пассаж.