Как эвакуировали пассажиров раздавленного льдами парохода «Челюскин»

Наука и техникаИстория

Пароход «Челюскин» и великолепная семерка. К 90-й годовщине уникальной спасательной операции

Пароход «Челюскин». Источник: iz.ru

В этом месяце мы отмечаем круглую дату. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, из ледового лагеря были успешно эвакуированы последние пассажиры раздавленного льдами парохода «Челюскин». Эта блестящая и крайне сложная спасательная операция не имела аналогов, и ее участники по праву получили звание Героев Советского Союза, специально по этому случаю учрежденное. Самое время вспомнить подробности этих событий.

Усиленный для навигации во льдах пароход «Челюскин» вышел из Мурманска 2 августа 1933 года. Именно на август приходится в тех водах начало традиционного навигационного сезона, когда море наконец очищается ото льда. Этот экспериментальный рейс был частью программы по включению Северного морского пути (СМП) в хозяйственный организм огромной страны.

Наверное, имеет смысл сделать небольшое отступление, посвященное краткой истории освоения СМП. Многие столетия морской путь вдоль северного побережья Евразии был абсолютно непроходимым. Редкие смельчаки, двигаясь с запада на восток, добирались в лучшем случае до Обской губы, и эти попытки во многих случаях оказывались трагическими. Когда в 30-е годы XVIII столетия российская императрица Анна Иоанновна исполнилась решимости нанести на карту северные границы своей империи, никто не отважился штурмовать этот маршрут в лоб. Руководство организованной в этих целях Великой Северной экспедиции изобрело хитрую стратегию: подобраться к берегу Ледовитого океана с суши в разных местах по великим сибирским рекам и изучить предполагаемый Северный морской путь частями. Все северное побережье от Архангельска до Чукотки было разбито на пять участков, каждый из которых должен был закартографировать отдельный отряд. И ни один из них не справился с задачей за один навигационный сезон. Пароход «Челюскин» получил имя в честь одного из руководителей Ленско-Енисейского отряда.

Карта похода парохода «Челюскин» Северным морским путем. Источник: Регнум.ру

Северное побережье было нанесено на карту, но это было даже не полдела. Хотя о выгодах освоения Северного морского пути как альтернативы плаванию вокруг мыса Доброй Надежды писал еще Ломоносов, практическое воплощение оставалось делом далекого будущего. Первым судном, прошедшим этот путь, стала «Вега» Н. Нордельшенда, которая уложилась в два навигационных сезона 1878–1879 годов. В 1914–1915 году маршрут повторила экспедиция Вилькицкого. Но лишь с началом активного использования ледоколов и полярной авиации стало возможным говорить о включении СМП в хозяйственный организм. В 30-е годы прошлого века этим занялись вплотную.

Целью рейса «Челюскина» было пройти из Мурманска во Владивосток за один навигационный сезон и в числе прочего установить, насколько усиленному для навигации во льдах пароходу требуется на этом пути сопровождение «настоящих» ледоколов. Предполагалось, что они потребуются лишь на некоторых участках. По дороге должны были зайти на остров Врангеля, доставить новую смену на тамошнюю полярную станцию, отрезанную от большой земли уже несколько навигационных сезонов. На борту парохода находилось 112 человек, капитаном был Владимир Иванович Воронин, научным руководителем экспедиции – академик Отто Юльевич Шмидт. Среди челюскинцев было десять женщин, в основном профильных специалистов, но были и жены полярников, пожелавшие сопровождать мужей на остров Врангеля. Впрочем, эти две функции могли совмещаться. Начальник зимовки вез с собой на остров Врангеля жену и маленькую дочь. А супруга геодезиста Василия Гавриловича Васильева отправилась с мужем в экспедицию на довольно поздних сроках беременности. Если против присутствия ребенка не слишком возражали, поскольку полярная станция была хорошо оборудована, и условия там, как и на корабле, были вполне приличные, то появление беременной женщины сначала восприняли в штыки. Но Доротея Васильева (судостроитель по профессии) проявила большое упорство. Она собрала медицинские заключения и убедила руководство экспедиции, что к тому времени, как подойдет ее срок, они уже достигнут острова Врангеля, где есть прекрасные врачи и новейшее медицинское оборудование.

Но не все пошло по плану. Ледовая обстановка в том году оказалась очень тяжелой даже для этих суровых морей. Когда 31 августа начались роды, «Челюскин» все еще находился в Карском море. Впрочем, все закончилось благополучно. Девочка родилась здоровой, и в честь необычного места рождения ее назвали Кариной. Впоследствии Карина Васильевна Васильева закончила геологический факультет Ленинградского университета и работала во ВНИИ геологии на Васильевском острове. Уже во взрослом возрасте была участницей многих экспедиций.

Карта дрейфа во льдах парохода «Челюскин». Источник: Электронекрасовка

1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров. В 20-х числах сентября он находился уже в Чукотском море. Казалось, еще немного, и полярные воды останутся позади, но не тут-то было. 23 сентября судно было полностью заблокировано сплошными льдами.

Оставалось только ждать, что дрейф пойдет в нужном направлении.

Поначалу эти надежды оправдывались, и неуправляемое судно даже умудрилось пройти Берингов пролив, но потом направление движения ледяных полей изменилось, и его увлекло обратно в Чукотское море. До 13 февраля 1934 года все же оставалась надежда, что льды довезут, куда надо. О том, что произошло в этот день, вспоминает начальник экспедиции О.Ю. Шимдт: «В полдень ледяной вал слева перед пароходом двинулся и покатился на нас. Льды перекатывались друг через друга, как гребешки морских волн. Высота вала дошла до восьми метров над морем. Слева от нас, перпендикулярно к борту, образовалась небольшая с виду трещина. Был отдан приказ о всеобщем аврале и немедленной выгрузке аварийного запаса. С привычной организованностью и дисциплиной люди стали на места. Не успела еще работа начаться, как трещина слева расширилась. Вдоль нее, нажимая на бок парохода, задвигалась половина ледяного поля, сзади подгоняемая упомянутым выше валом. Крепкий металл корпуса сдал не сразу. Видно было, как льдина вдавливается в борт, а над нею листы обшивки пучатся, выгибаясь наружу. Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные железные листы обшивки корпуса разорвались по шву. С треском летели заклепки. В одно мгновение левый борт парохода был разорван у носового трюма. Этот пролом, несомненно, выводил пароход из строя, но еще не означал потопления, так как он приходился выше ватерлинии. Однако напирающее ледяное поле вслед затем прорвало и подводную часть корабля. Вода хлынула в машинное и котельное отделения».

Одна из страниц комикса «Летчики герои. Спасение челюскинцев» о моменте эвакуации людей с парохода «Челюскин». Источник: История в картинках. Владислав Серов

В ходе аварийной высадки на лед погиб завхоз судна Борис Могилевич, покидавший судно одним из последних. Посреди непроходимых ледяных полей оказалось 104 человека, в том числе десять женщин и двое совсем маленьких детей.

Есть мрачноватая шутка, что внедорожник – это автомобиль, который застрянет там, куда никакой другой автомобиль просто не доберется. Она в полной мере обрисовывает ситуацию с ледокольным пароходом «Челюскин», до места гибели которого не мог добраться ни один ледокол. Оставалась надежда на авиацию, но и тут все было не так просто. Дело ведь происходило не в наши дни, когда земной шар весь расчерчен трансокеанскими и трансконтинентальными воздушными трассами. Отряды полярной авиации составляли считанные единицы техники, стационарных аэродромов в этой части страны было мало, а воздушные трассы еще не были проложены, так что быстро собрать летный спасательный отряд было задачей, мягко говоря, нетривиальной. Лишь несведущие думают, что самолет может пролететь где угодно. Это вовсе не так, особенно в условиях плохой видимости. А видимость была не просто плохая, а очень плохая. Сказать, что погода нелетная, – ничего не сказать. Над морем и над просторами Сибири бушевала пурга. Радиомаяки и промежуточные аэродромы отсутствовали. Рельеф местности и воздушные потоки были не изучены. Из-за сильных морозов существовала большая угроза обледенения машины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История развития морских беспилотников. Часть 3 История развития морских беспилотников. Часть 3

О создании подводного беспилотника Судного дня и о других морских беспилотниках

Наука и техника
«Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности «Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности

Как здоровые отношения с личной ответственностью делают нас увереннее в себе?

Psychologies
Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
«Внутри семьи Толстых культа Льва Толстого нет» «Внутри семьи Толстых культа Льва Толстого нет»

Владимир Толстой: каково осознавать себя потомком Льва Николаевича

Правила жизни
«Лихая мода, наш тиран…» «Лихая мода, наш тиран…»

Итак, поговорим о моде в разных ее проявлениях

Знание – сила
13 шагов, чтобы стать увереннее в себе 13 шагов, чтобы стать увереннее в себе

Как воспитать в себе уверенность?

Psychologies
Менялы вместо банков Менялы вместо банков

Перевод денег из России в другие страны превратился в настоящий квест

Монокль
Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов

Можно ли понять, что чувствует другой человек?

Psychologies
Страсти и грехи. Что скрывает роман Набокова «Лолита» Страсти и грехи. Что скрывает роман Набокова «Лолита»

Чем Набоков похож на Ларса фон Триера и Достоевского?

СНОБ
Каким получилось «Падение империи» Алекса Гарленда — печальный и тихий блокбастер Каким получилось «Падение империи» Алекса Гарленда — печальный и тихий блокбастер

«Падение империи» — невероятные американские горки о Гражданской войне в США

Правила жизни
5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими 5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими

Как сделать так, чтобы общение с любимым человеком не переставало давать радость

Psychologies
Топливо из салата и биоразнообразие: как стартапы решают климатические проблемы Топливо из салата и биоразнообразие: как стартапы решают климатические проблемы

Как цифровые решения могут помочь спасти будущее Земли

Forbes
Новые имена. Пять избранных фильмов кинофестиваля «Дух огня — 2024» Новые имена. Пять избранных фильмов кинофестиваля «Дух огня — 2024»

Самые яркие картины форума «Дух огня — 2024»

СНОБ
Ученые назвали креветки и омара «токсичной едой, которая вызывает рак». Как так? Ученые назвали креветки и омара «токсичной едой, которая вызывает рак». Как так?

Тем, кто любит побаловать себя суши или лобстером, следует быть осторожными

ТехИнсайдер
Плоский мир: обещает ли двумерное золото технологическую революцию Плоский мир: обещает ли двумерное золото технологическую революцию

Какие технологические достижения могут принести сверхтонкие слои золота

Forbes
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Пожар на складе: Бакальчук и еще 9 самых обедневших за год российских миллиардеров Пожар на складе: Бакальчук и еще 9 самых обедневших за год российских миллиардеров

Список наиболее обедневших российских участников списка Forbes

Forbes
К середине века волны жары в сочетании с прибрежными наводнениями будут длиться в пять раз дольше К середине века волны жары в сочетании с прибрежными наводнениями будут длиться в пять раз дольше

Волны жары и подъем уровня моря будут длиться в пять раз дольше, чем раньше

N+1
2023 год в России оказался на градус жарче нормы 2023 год в России оказался на градус жарче нормы

Наиболее аномально теплым сезоном 2023 года в России была осень

N+1
Ночная смена и дневной сон: как глобальное потепление превращает нас в вампиров Ночная смена и дневной сон: как глобальное потепление превращает нас в вампиров

Насколько перемены режима безопасны и есть ли у человека инструменты адаптации?

Forbes
Между всех огней Между всех огней

Период Директории УНР — важнейший этап в истории украинской нации

Дилетант
Юнона Незванкина Юнона Незванкина

Дизайнер бутиков придумывает интерьеры с антиквариатом музейного уровня

Собака.ru
Родить в Тундре: как в НАО смогли повысить рождаемость Родить в Тундре: как в НАО смогли повысить рождаемость

Как жительницы НАО рожают в тундре?

ФедералПресс
Все мы задумывались об этом: почему буквы на клавиатуре расположены не в алфавитном порядке Все мы задумывались об этом: почему буквы на клавиатуре расположены не в алфавитном порядке

Раскладка QWERTY: весьма продуманный и грамотный ход инженеров

ТехИнсайдер
«Нельзя узнать Францию,.. «Нельзя узнать Францию,..

Почему все любят французскую кухню? Что сделало ее самой изысканной?

Зеркало Мира
Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными

Предельная допустимая концентрация загрязнения превышена в половине проб воды

N+1
Что смотреть в выходные: 6 новых российских сериалов, которые вы могли пропустить Что смотреть в выходные: 6 новых российских сериалов, которые вы могли пропустить

Новые отечественные сериалы: от серьезных драм до кринж- и метакомедий

Правила жизни
5 аргументов в пользу того, чтобы перечитать «Лолиту» сегодня же 5 аргументов в пользу того, чтобы перечитать «Лолиту» сегодня же

Зачем читать Лолиту прямо сейчас?

Psychologies
Как использовать метафорические карты в повседневной жизни Как использовать метафорические карты в повседневной жизни

Как открытки, иллюстрации и фотографии могут помочь разобраться в себе?

Psychologies
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Открыть в приложении