Этруски — кто они?..
Ученые спорят не только об их происхождении, но и о причинах их исчезновения. Этруски, один из самых загадочных народов Европы, растворились в веках. То ли они внезапно покинули свои земли, то ли погибли в результате катастрофы, то ли были ассимилированы римлянами... В любом случае они оставили после себя множество вопросов, отвечать на которые историки и археологи будут еще очень долго.
«Сами мы не местные»?..
Уже в древности существовало немало версий об их происхождении. Одни ученые (включая греческого историка Дионисия Галикарнасского) считали этрусков коренным народом Этрурии – области на северо-западе Италии. Другие полагали, что они пришли на эти земли по Эгейскому морю: Геродот называл их родиной Лидию и Анатолию, а Гелланик с Лесбоса – греческую Фессалию. А вот Ливий и Плиний Старший думали, что этруски пришли с Альп и имели отношение к племенам ретов.
На данный момент большинство археологических, антропологических, лингвистических и даже генетических данных, собранных специалистами, говорят в пользу первой версии. Так, исследование 2013 года подтвердило, что генетический код этрусков соответствует ДНК древнего населения Центральной Европы, а значит, там их цивилизация и зародилась. А в 2021-м было доказано, что в генах этрусков нет ни намека на их смешение с народами Анатолии или Восточного Средиземноморья. Легенда же об их иноземном происхождении появилась лишь в V веке до н.э., когда цивилизация этрусков существовала уже несколько столетий.
Надо заметить, что и по поводу внешности этрусков велось немало споров. Однако в настоящее время доминирует представление, что этруски были худощавы, среднего роста, с темными вьющимися волосами, удлиненными лицами средиземноморского типа.
Самые ранние свидетельства существования этрусков относятся примерно к 900 году до н.э. В VIII веке до н.э. о них (называя их тирренцами) упомянул Гесиод в своей поэме «Теогония».
Уже упомянутый Дионисий Галикарнасский писал, что этруски – «очень древний народ, ни с кем другим не согласный ни по языку, ни по образу жизни… И я также не верю, что тирренцы были колонией лидийцев; поскольку они не используют тот же язык, что и последние, и нельзя утверждать, что, хотя они больше не говорят на похожем языке, они все еще сохраняют некоторые другие признаки своей метрополии. Ибо они не поклоняются тем же богам, что лидийцы, и не пользуются похожими законами или институтами…». Формулируя свои аргументы, Дионисий, к слову сказать, консультировался с самими этрусками – повезло, в I веке до н.э. в его распоряжении еще был такой источник информации. Однако насколько эти конкретные этруски были подкованы в родной истории, судить трудно.
В то же время сторонники этой теории признавали значительное влияние на культуру этрусков других италийских народов, греческих и финикийских купцов и т.д.
И все же несколько сбивает с толку, что знаменитый историк Геродот настаивает на другой версии происхождения этрусков. В одном из своих произведений он рассказывает о том, как в царствование Атиса в Лидии разразился страшный голод. Несмотря на все предпринимаемые меры, справиться с несчастьем не удавалось целых 18 лет, и тогда «царь разделил весь народ на две части и бросил жребий с тем, чтобы одной из них остаться на родине, а другой выселиться; царем той части, которая по жребию оставалась на месте, он назначил себя, а над выселявшейся поставил сына своего, по имени Тиррен. Те из них, которым выпал жребий выселиться, отправились в Смирну, соорудили там суда, положили на них нужные им предметы и отплыли отыскивать себе пропитание и местожительство. Миновав многие народы, они прибыли наконец к омбрикам, где основали города и живут до настоящего времени. Вместо лидийцев они стали называться по имени сына того царя, который заставил их выселиться; имя его они присвоили себе, и названы были тирренами».
Английский историк Майкл Грант считал, что, возможно, сами этруски специально поддерживали эту легенду, чтобы укрепить свои торговые связи с Малой Азией. Французский исследователь Доминик Брикель соглашается, что тут, очевидно, есть политическая подоплека: «традиции, переданные от греческих авторов о происхождении этрусского народа, являются лишь выражением образа, который союзники или противники этрусков хотели обнародовать».
Секрет неегипетской мумии
Ключевым компонентом этрусской культуры является, конечно, язык. Немецкий лингвист Хельмут Рикс предложил относить этрусский язык к тирренской языковой семье. Он считает, что у этрусского есть генетическая связь с ретским языком Альп и лемнийским (с острова Лемнос). И если до гор этрускам было добраться относительно легко, то история с островом не совсем понятна. То ли лемносцы в какой-то момент «понаехали» в Этрурию, то ли этруски активно наведывались на Лемнос (возможно, по делам торговли) – ученые пока не выяснили.
Да и вообще нельзя сказать, что мы сегодня очень уж хорошо разбираемся в этрусском языке. Ведь до нас дошли лишь некоторые его слова. Однако за последнее столетие исследователи в этом вопросе неплохо продвинулись, определив многие грамматические формы и расшифровав значение нескольких сотен слов, что позволило, в свою очередь, разобрать многие ранее обнаруженные надписи. Но это еще лишь вершина айсберга, конечно.
Первые записи на этрусском появились на северо-западе Италии в VIII веке до н.э., в дальнейшем же их находили и намного восточнее, у самых Альп. И даже на северо-западе Франции, в Пек-Мало, в местности, которую историки называют Галлией, в одном захоронении была найдена свинцовая табличка – тоже с надписью на этрусском. Содержание трагическое, хоть и не до конца понятное: «Венелузия. Заколот кинжалом грека в венелужской той битве кивен между. Мать а и малые кричат. Зик. Гину. Тужу». Венелузия – значит, земля венетов, еще одной группы племен. Некоторые исследователи считают, что и надпись оставили они, а стало быть, их язык был схож с этрусским. Очередная головоломка…
Всего ныне известно более 12 тысяч этрусских надписей, но этрускам сестрой явно была краткость: лишь немногие из этих текстов длиннее 20 слов, а длиннее 40 – только восемь. Возможно, дело в том, что этрусский язык в принципе не был приспособлен к образованию сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 1885 году немецкий лингвист Карл Паули начал собирать все известные надписи в Corpus Inscriptionum Etruscarum, подразделив их на пять категорий:
- надписи-посвящения, которые наносили в основном на вазы, указывая таким образом имя владельца или дарителя: например, mi Larθa – «я [есть] собственность Ларта», mi mamerces: artesi – «я [есть] собственность Мамеркуса Арте»;
- надписи по обету, адресованные герою или алтарю: mini muluvanece Avile Vipiiennas – «Авл Вибенна мне подарил»;
- погребальные надписи: например, mi larices telaθuras suθi – «я [есть] гробница Лариса Телатура»;
- посвящения определенному человеку, начертанные на стелах;
- длинные надписи.
На некоторых из этих длинных текстов остановимся отдельно.
«Льняная книга», которую датируют примерно 250 годом до н.э., содержит аж 1200 слов и написана на льняном полотне. Большая часть текста все еще не дешифрована, но общий смысл прочитанного убеждает в том, что в ней содержится описание ритуальных праздничных обрядов с указанием того, в какой день, в каком месте и в честь какого божества их следует проводить. Вот, например, наиболее ясный фрагмент: «Божество Нептун, это к тебе, о благородный, я обращаюсь в… (далее, возможно, указание места) тремя по три раза подарками в виде молодого вина (которое находится) в sesa, в ramu и в racula соответственно, а также в виде каши, от имени братства cilθ и от нашего (?) сообщества». Как видите, смысл понять можно лишь примерно. Но в распоряжении ученых этот ценнейший документ мог и вовсе не оказаться…