Наркотические дела не спешат осуждать
Больше трети дел о наркотиках не имеет судебной перспективы, следует из статистики Генпрокуратуры и Верховного суда. Но от года к году растет число эпизодов на каждого обвиняемого по наркопреступлениям.

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев 11 февраля отчитался о резком сокращении числа приговоров за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, — оно снизилось в 2019 году на 22% относительно предыдущего года.
По данным Генпрокуратуры, число наркотических преступлений (попадающие под ст. 228–234.1 Уголовного кодекса), зарегистрированных в 2019 году, снизилось всего на 5%.
Наркотические дела — одни из самых массовых в России, в 2018-м и первой половине 2019 года (данные за весь год пока не обнародованы) по ним проходили почти по 14% всех осужденных, больше — только за кражи. В прошлом году к проблеме с правоприменением по наркотическим делам привлек внимание случай журналиста Ивана Голунова. Владимир Путин после этого поручил силовым ведомствам проанализировать практику по таким делам, свой анализ обещали провести и в Госдуме.
Много дел, мало приговоров
В 2019 году, по данным Генпрокуратуры, было зарегистрировано 190,2 тыс. преступлений, связанных с наркотиками. Более половины из них приходится на ст. 228.1 УК «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств», еще 70,6 тыс. — на ст. 228 УК о хранении запрещенных препаратов.
Количество преступлений, дела о которых были переданы в суд, составляет чуть больше половины от числа возбужденных уголовных дел, и эта доля год от года уменьшается: если в 2016 году полиции удалось довести до суда около 118 тыс. дел (почти 60%), то в 2019 году до суда дошло чуть больше 99 тыс. дел, или около половины от числа зарегистрированных преступлений.
Официальная статистика не дает детального представления об исходе дел в суде: количество наркотических составов, по которым вынесены приговоры, по статистике Судебного департамента, ежегодно превышает прокурорские показатели количества преступлений, дела о которых были переданы в суд. РБК запросил оба ведомства о причинах этого расхождения.
Известно, что доля наркотических дел, которые прекращаются в суде, не превышает 2–3%: с 2014 по 2018 год их было от 1,4 тыс. до 2,3 тыс. В первом полугодии 2019 года суды прекратили 814 дел (2%). О количестве дел, которые суды возвращают в прокуратуру для устранения нарушений, публично не отчитывается ни Генпрокуратура, ни Судебный департамент. РБК направил запросы в оба ведомства, а также в МВД.
Дела, возвращенные для устранения нарушений, доследованные и вновь доведенные до суда, попадают в прокурорскую статистику о передаче дел в суд дважды, сообщил РБК глава юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, который в прошлом руководил надзором за следствием в прокуратуре Чувашии.