«Макфа» арестована с запасом
Иск Генпрокуратуры к бенефициарам компании «Макфа» и бывшим госслужащим вызывает недоумение, поскольку предполагает арест активов на невиданную прежде сумму в 100 трлн рублей, что может вызвать остановку дюжины предприятий макаронного концерна
Девятого апреля состоится заседание Центрального суда Челябинска по иску Генеральной прокуратуры об обращении в доход Российской Федерации имущества совладельцев группы компаний «Макфа» — ведущего производителя макарон в России (23% рынка) и пятого в мире их поставщика. Среди ответчиков основатель «Макфы» и бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич, его родители Валерий и Наталья Юревичи, сын Александр Юревич, а также партнер и экс-депутат Госдумы Вадим Белоусов, его супруга Ирина Белоусова, дочь и зять — Валерия и Максим Чигинцевы. Всего в деле 13 ответчиков — физических лиц и 34 компании холдинга, зарегистрированные в Челябинской, Свердловской, Курганской, Московской и Херсонской областях, в Москве, на Кипре и в Нидерландах.
100 триллионов и ни рублем меньше
Совладельцам предприятия вменяют незаконное обогащение в период с 2000 по 2014 год, когда Михаил Юревич был при власти: до 2005 года — депутатом Госдумы, затем до 2010 года — главой Челябинска и до 2014 года — губернатором Челябинской области. Вадим Белоусов, другой бенефициар «Макфы», в 2011–2023 годах был депутатом трех созывов Госдумы. Поскольку, по версии Генпрокуратуры, Юревич и Белоусов могли использовать служебное положение для развития бизнеса, а также не декларировали получаемые доходы, все имущество концерна следует обратить в доход государства.
На сегодня в концерн входят 26 компаний, еще несколько аффилированы с ними. Генпрокуратура потребовала изъять все 34 организации, определив их совокупную стоимость в 46 млрд рублей, ежегодную выручку — в 41 млрд, а валовую прибыль — в 13,6 млрд. Речь идет об экспроприации акций самого АО «Макфа», управляющей компании «Агромакфа», компаний «Смак», «Первый хлебокомбинат», «Челябинскоблгаз», «Новая пятилетка», «Долговское», «Урал-Медиа», управляющей компании «Медиа-Центр» и проч. При этом, согласно иску, до передачи новому собственнику старые должны обеспечить деятельность предприятий, исполнение контрактов и оплату труда работников.
Чтобы активы не «растеклись», как это бывает при крупных тяжбах, судебный пристав-исполнитель Управления по исполнению особых исполнительных производств Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России 28 марта наложил арест на банковские счета ответчиков и акции ряда компаний на немыслимую общую сумму 100 трлн рублей. Первого апреля Центральный суд принял обеспечительные меры по иску Генпрокуратуры, арестовав счета и активы ответчиков на те же 100 трлн рублей.
Откуда взялась эта цифра — при том что бюджет России на 2024 год запланирован на уровне 35 трлн, — не совсем ясно, тем более что в постановлении пристава указано, что информация о реальных суммах на счетах ответчиков от «Макфы» отсутствует. «Поначалу мы думали, что это ошибка, поскольку сумма беспрецедентная для российской юриспруденции, но потом видим, что она фигурирует уже в разных документах, в том числе в постановлении суда. Аналогичные постановления получили все ответчики, — рассказал “Моноклю” один из адвокатов собственников “Макфы”, председатель президиума коллегии адвокатов “Трунов, Айвар и партнеры” города Москвы Андрей Трунов. — Видимо, все дело в том, что оценка имущества ответчиков не проводилась, а для исключения фактов неправомерного распоряжения средствами должников приставы в постановлении решили указать максимально возможную сумму, которую позволяет прописать программный комплекс автоматизированной информационной системы ФССП России, и получилось 100 триллионов рублей, три годовых бюджета страны». По словам Андрея Трунова, 9 апреля он обжалует в суде наложение ареста на акции, счета и имущество предприятий. В частности, речь идет об АО «Макфа», АО «Первый хлебокомбинат», АО «Смак», АО «Новая пятилетка», акциях АО «Долговское», ОАО «Челябинскоблгаз» и ЧАО «Каланчакский комбинат хлебопродуктов». Счета и имущество также арестованы у компании «Проспект», УК «М-Групп» и УК «Агромакфа». Арест не исключает возможности владения и пользования указанным имуществом, говорится в постановлении. «Но как можно управлять имуществом, если у тебя все счета арестованы?! — недоумевает адвокат. — Эти ограничения, арест по иску означают прекращение платежей как минимум иностранным контрагентам. Пленка на предприятия поступает из Хорватии, масло — из Греции, комплектующие — из нескольких европейских стран. Остановка заводов лишит работы шесть тысяч человек, а бюджет — налогов на сумму порядка миллиарда рублей в месяц».