Возможно ли в России развить и внедрить технологии магнитной левитации?

МонокльHi-Tech

Наши поезда готовятся к взлету

На правительственном уровне впервые поддержана инициатива разработки и внедрения в транспортную систему России технологии магнитной левитации

Николай Ульянов

Генеральный директор компании «Маглевтех» Сергей Смирнов

Как стало известно «Моноклю», Министерство транспорта России впервые поддержало проект развития в стране технологии магнитной левитации (маглев). Ранее все инициативы, связанные с разработкой и внедрением в транспортную систему страны технологий грузовых и пассажирских перевозок с применением магнитной левитации, «заворачивались».

«Монокль» внимательно следит за развитием ситуации вокруг этой технологии. Тем более что в России создана собственная оригинальная версия магнитного подвеса, которая может быть эффективнее тех, что уже используются в мире (см. интервью с Анатолием Зайцевым «Магнит тянет в полет», «Эксперт» № 18 за 2021 год). Анатолий Зайцев был инициатором создания в 2016 году научно-образовательного инженерного кластера «Российский маглев», в рамках которого и была разработана оригинальная технология магнитной левитации. К сожалению, Анатолий Зайцев ушел из жизни в 2022 году.

В 2023 году был создан консорциум разработчиков, производителей и эксплуатантов магнитно-левитационной транспортной системы «Российский маглев», более формализованная структура, нежели кластер. В консорциум вошел ряд организаций из периметра госкорпорации «Росатом». И, как представляется, это усилило лоббистские возможности объединения, что в итоге привело к появлению вышеупомянутого письма. За комментариями мы обратились к Сергею Смирнову, генеральному директору компании «Маглевтех», которая в консорциуме занимается оперативным управлением и координацией.

— Эта история началась летом 2023 года. На выставке «Иннопром» в Екатеринбурге мы продемонстрировали министру промышленности, вице-премьеру Денису Мантурову стенд с магнитно-левитационным подвесом. Он проявил интерес к нашей технологии. И ряду федеральных министерств было поручено представить свое мнение относительно технологии магнитной левитации: насколько она проработана и насколько перспективно ее использование в России. Минтранс тогда дал, так скажем, далеко не положительную оценку. Надо сказать, что с того момента, когда Анатолий Александрович Зайцев этот проект инициировал, с 2010-х годов, поддержки в министерстве мы никогда не находили.

Мы посчитали целесообразным провести отдельную встречу с представителями Министерства транспорта. И она состоялась в марте этого года на территории госкорпорации «Росатом». Мы подробно объяснили нашу позицию, рассказали, на чем основана наша технология, какой путь ее дальнейшего развития мы предлагаем: через строительство испытательных полигонов с привлечением частных инвестиций. В итоге наши аргументы возымели действие. В своем новом письме в адрес Минпромторга Минтранс полностью поддержал нашу инициативу строительства полигона в Санкт-Петербурге и второго полигона — в условиях вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия). Министерство также готово делегировать своих сотрудников в рабочую группу, которая создается консорциумом «Росмаглев», корпорацией «Росатом» и, соответственно, Минтрансом. Эта группа будет мониторить результаты проводимых испытаний, соотносить полученные результаты с заявленными характеристиками.

— То есть после встречи представители министерства увидели перспективу в этой технологии?

— Наверное, согласие участвовать в оценке результатов испытаний можно считать косвенным подтверждением этому. Но прямым текстом этого не сказано. По крайней мере, Минтранс одобряет создание испытательных полигонов.

— Чем для вас важен сам факт появления такого письма?

— Важно то, что теперь нет противостояния с нами на уровне федеральных министерств. Для создания полигона в Санкт-Петербурге мы не видим никаких препятствий. Это будет трасса длиной в пределах двух километров. Главная наша задача здесь — собрать вместе все подсистемы и протестировать. Мы, конечно, не разовьем на нем скорость, которую заявляем, 300 километров в час. Но у нас помимо полигона, то есть прямой линии с уклонами, будет еще круговой стенд, на котором мы сможем развивать скорость 300 километров в час, для того чтобы проверить работу магнитов, линейного двигателя, токосъема.

Более протяженная трасса в Якутии, 30 километров, где мы намерены испытывать беспилотные магнитно-левитационные транспортные средства, подпадает под закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ». И у нас есть возможность работать в его рамках. Я разговаривал с министром транспорта республики, они готовы нам содействовать в создании экспериментальной зоны у себя на территории.

— Что вам даст работа в рамках экспериментального правового режима?

— Мы сэкономим серьезный временной ресурс за счет сокращения различных согласований. Экспериментальное правовое регулирование позволяет некоторое послабление в сертификации транспортных средств на время их опытной эксплуатации.

— Кто ваш инвестор?

— Пока не могу сказать.

— А какой объем инвестиций предполагается?

— В Санкт-Петербурге порядка двух-трех миллиардов рублей, в Якутии — ближе к 30 миллиардам.

— Трасса в Якутии — это просто полигон для отработки технологии или она сразу будет построена так, чтобы потом была возможность ее коммерческого использования?

— Да, она будет в коммерческой эксплуатации, как грузопассажирская, в ТОР «Якутия».

— И пассажиров можно будет возить? Насколько я помню, ранее предполагалось использовать эту трассу только для перевозки грузов.

— Она ориентирована на грузовые перевозки, но поскольку все это работает в абсолютно одинаковом режиме, мы туда сможем достаточно легко добавить и пассажирское движение.

Основные типы магнитолевитационной транспортной технологии

Сверхпроводящие электромагнитные катушки, расположенные внутри вагона, отталкиваются от электромагнитных катушек, расположенных на несущей конструкции пути (эстакаде). «Включение» магнитной левитации происходит после набора скорости
Электромагнитные катушки, расположенные и на вагоне, и на несущей конструкции пути (эстакаде), отталкиваются друг от друга
Постоянные магниты, расположенные на внешней конструкции вагона, притягиваются к ферромагнитной направляющей, расположенной на несущей конструкции на пути (эстакаде). За счет электромагнитных катушек регулируется сила притяжения

Готовы показать

— В марте в Государственной думе прошел «правительственный час» с главой РЖД Олегом Белозеровым. Тема — «О перспективах развития железнодорожного транспорта». В числе прочего ему был задан вопрос о технологии магнитной левитации. О том, есть ли в планах РЖД создание подвижного состава на магнитном подвесе. Из его ответа можно сделать вывод, что РЖД сосредоточены на развитии высокоскоростного движения, а технологию маглева считают недостаточно проработанной. Впрочем, там не исключают, что смогут подключиться к проекту в будущем. Как вы прокомментируете это его заявление?

— В нашем сообществе это выступление обсуждалось и отчасти вызвало некоторое недоумение. Господин Белозеров ссылался на уровень готовности технологий — это, видимо, линейка TRL — сказав, что технология магнитной левитации находится на третьей-четвертой ступени из девяти возможных. Соответственно, третий-четвертый уровни — это макеты. Но, простите, магнитная левитация от стадии макетов ушла в 1970-х годах.

В 2017 году я участвовал в первом международном форуме по магнитной левитации. Он проводился в Китае, в провинции Хэнань, и был приурочен к открытию городской линии маглева. К тому моменту японцы отрапортовали, что их городская линия Linimo в городе Нагоя уже окупилась. За пятнадцать лет. Это не скоростная линия, идет от центра города к международному выставочному центру. Там был очень серьезный пассажиропоток в самом начале, когда она была построена, затем по ней перемещались студенты, плюс там есть деловая зона. В общем, линия работает, у них было очень мало инцидентов за все время эксплуатации.

В Китае высокоскоростная линия по технологии Transrapid протяженностью 30 километров в коммерческой эксплуатации работает с начала 2000-х годов. И работает успешно. Да, там есть определенные проблемы с пассажиропотоком, но они искусственные. И это подтверждается тем, что в 2021 году китайцы анонсировали план развития этой линии: продление ее еще на 30 километров. То есть они от нее не отказываются.

Обе эти линии работают по технологии электромагнитного подвеса (EMS), где левитация обеспечивается за счет взаимодействия электромагнитов с ферромагнитными направляющими.

В Японии действует и высокоскоростная линия, где используется электродинамический подвес (EDS) на сверхпроводящих магнитах. В этом случае поезд «взлетает» после того, как набирает на обычных колесах скорость более 100 километров в час. И японцы по этой линии в тестовом режиме перевезли уже десятки тысяч человек.

Так что третий-четвертый уровень TRL здесь не просматривается, простите, никак.

Может быть, глава РЖД имел в виду российские разработки маглева, говоря о низком уровне готовности технологии? Да, у нас пока нет полноценной трассы. Но здесь нас во многом сдерживала как раз позиция Министерства транспорта и отсутствие реального инвестора. Теперь обе эти проблемы сняты.

У нас есть опыт Советского Союза, который дошел до тестовой линии: в городе Раменское была построена достаточно протяженная линия. Были также планы строительства маглева в Армении, и даже эстакаду там начали строить. То есть нам остается полшага сделать до гораздо более высокого уровня, все готово.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать

Все о чистке дросселя: нужно ли это делать, и какие могут быть последствия

РБК
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
Топ-модель из Еманжелинска: в чем феномен Ирины Шейк Топ-модель из Еманжелинска: в чем феномен Ирины Шейк

Как красавица из Челябинской области покорила весь мир?

Psychologies
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Развод с социопатом: 6 проблем, с которыми вы столкнетесь Развод с социопатом: 6 проблем, с которыми вы столкнетесь

Почему порой развод превращается в настоящий вопрос выживания

Psychologies
Планета номер Икс Планета номер Икс

Гипотетическую девятую планету до сих пор не увидели ни в один телескоп

ТехИнсайдер
«Титаник» сельского хозяйства: почему фермеры в России так близки к банкротствам «Титаник» сельского хозяйства: почему фермеры в России так близки к банкротствам

Рентабельность растениеводства падает, доля убыточных сельхозпредприятий растет

Forbes
Узнайте, как жестокое обращение с детьми влияет на психику во взрослой жизни! Интересные факты Узнайте, как жестокое обращение с детьми влияет на психику во взрослой жизни! Интересные факты

Жестокое обращение в детстве негативно влияет на здоровье во взрослом возрасте

ТехИнсайдер
Костенки: родина всех европейцев? Костенки: родина всех европейцев?

Человек разумный появился 40 тыс. лет назад именно здесь — в Костенках!

Зеркало Мира
Оксана Милковская Оксана Милковская

Кажется, Оксана Милковская открыла новые пределы комфорта

Собака.ru
Какая книга считается самой длинной в мире? Нет, это не «Война и мир» Толстого Какая книга считается самой длинной в мире? Нет, это не «Война и мир» Толстого

Самая длинная книга состоит из 1 267 069 слов

ТехИнсайдер
Темная история Темная история

Нарушение пигментации встречается у 70% людей, но из-за чего она возникает?

Лиза
4 критерия, которые помогут определить, с кем рискованно вести дела 4 критерия, которые помогут определить, с кем рискованно вести дела

Как понять, подходит ли вам потенциальный бизнес-партнер?

Psychologies
Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте

Ученые обнаружили разницу в скорости зрительного восприятия

N+1
Историк экономики Быков: «Нам нужна самодостаточность, а не прибыль» Историк экономики Быков: «Нам нужна самодостаточность, а не прибыль»

Зачем России нужна экономика самодостаточности, чем она отличается от автаркии?

ФедералПресс
«Белая нефть» XXI века «Белая нефть» XXI века

Литий твердо занял важное место в хозяйственной жизни людей

Знание – сила
Скоро Пасха! А вы знали, откуда пошла традиция печь куличи? Скоро Пасха! А вы знали, откуда пошла традиция печь куличи?

Как связаны пасхальный кулич, коврижка и ромовая баба?

ТехИнсайдер
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Количество против качества: почему не стоит доверять ИИ рассылку резюме Количество против качества: почему не стоит доверять ИИ рассылку резюме

Как работают сервисы массовой рассылки резюме и почему им нельзя доверять?

Inc.
Александра Урсуляк: «Работу и личное лучше не смешивать» Александра Урсуляк: «Работу и личное лучше не смешивать»

Александра Урсуляк, дочь актрисы и режиссера, не слишком любит беседы о династии

VOICE
Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства

В чем преимущества партнерских бизнес-отношений?

Forbes
Петербург — столица стритвира Петербург — столица стритвира

Суровый вайб южных городских окраин — в сердце бренда Питерский Щит

Собака.ru
4 шага, которые помогут принять свое тело и полюбить себя 4 шага, которые помогут принять свое тело и полюбить себя

Как научиться любить себя или вернуть эту любовь, если она была потеряна?

Psychologies
Окраинная бескрайность Окраинная бескрайность

Александр Гронский: меланхолия урбанистического пейзажа

Weekend
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
Робот-мошенник Робот-мошенник

Новые способы обмана с помощью нейросетей

Лиза
Байкало-Амурская магистраль Байкало-Амурская магистраль

Главные фильмы, через которые прошла Байкало-Амурская магистраль

СНОБ
А вы моете мясо перед тем, как его приготовить? Рассказываем, почему это категорически нельзя делать А вы моете мясо перед тем, как его приготовить? Рассказываем, почему это категорически нельзя делать

Сегодня мы объясним вам, почему вы совершаете большую ошибку, моя мясо

ТехИнсайдер
Рисунок Боуи и яйцо Фаберже на барахолке: как люди случайно находят шедевры искусства Рисунок Боуи и яйцо Фаберже на барахолке: как люди случайно находят шедевры искусства

История искусства знает много примеров, как шедевры находят на барахолках

Forbes
Открыть в приложении