Над кем смеетесь? Над собой смеетесь: история самых популярных российских сатирических журналов в иронических набросках
116 лет назад, 14 апреля 1908 года, вышел первый номер юмористического еженедельника «Сатирикон», ставший символом ускользающей эпохи. В память о лучших годах своей жизни Саша Черный в 1931 году из Парижа напишет: «Над Фонтанкой сизо-серой // В старом добром Петербурге // В низких комнатках уютных // Расцветал "Сатирикон"». Вопросы редакция журнала задавала острые, а иногда и экзистенциальные — как тут не вспомнить легендарное «Ке фер? Фер-то ке?» Надежды Лохвицкой-Тэффи. Впрочем, не «Сатириконом» единым: сатира для русской культуры — несущая конструкция. Редакция «Правил жизни» попыталась вспомнить самые известные сатирические журналы страны, а заодно разобраться в истоках комического в литературе и искусстве.
История сатирических изданий в России ведет свой отсчет с журнала «Всякая всячина», выпускавшегося под патронажем Екатерины II. Критикуя человеческие слабости и пороки, редакция умело опускала критику государственного и социального строя страны.
Ориентировался журнал преимущественно на западные образцы — в частности, на английский The Spectator («Наблюдатель»), издаваемый с 1711 года в Лондоне сэром Ричардом Стилом и Джозефом Аддисоном. Последний, к слову, претендует на звание первого журналиста в Европе — вместе все с тем же Стилом и Даниэлем Дефо. Параллельно со «Всякой всячиной» запустился журнал «Адская почта, или Переписка хромоногого беса с кривым». Вот тут издатель, известный романист Федор Эмин, совершенно не гнушался обсуждением политики, резко критиковал крепостничество и даже влез в полемику с журналом Екатерины II. Издание просуществовало с июля по декабрь 1769 года и было закрыто по высочайшему монаршему повелению.
Одноименное издание появится в России много позже, в 1906 году, — его издателем станет Зиновий Гржебин, уже набивший руку на издании журнала политической сатиры «Жупел». Собственно, именно за «Жупел», а точнее, за графический выпад против царя под титулом «Орел-оборотень», издателя отправили на тринадцать месяцев в «Кресты» — размышлять о своем поведении и о пагубном влиянии антимонархических рисунков на политический климат страны.
Гржебин, пользуясь заминкой в издательской деятельности, подумал-подумал да и решил пересобрать редакцию закрытого журнала. Новая «Адская почта» унаследовала от «Жупела» фирменный стиль, включая издательскую марку — симпатичного веселого бесенка, нарисованного Иваном Билибиным. А риторика журнала стала еще более категоричной: авторы бичевали царских министров и видных сановников, фактически превратив сатиру в оружие. Под знамена «Адской почты» среди прочих встали Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Александр Куприн и Федор Сологуб. По сути, это был журнал мятежников, боровшихся с мещанством и безразличием и открыто заявлявших: «Злоба и презрение поколений, идущих к свету, растут. Мы приветствуем это crescendo их ненависти».
Новому детищу Гржебина была суждена недолгая жизнь — четвертый номер журнала конфисковали прямо в типографии. Честь российской сатиры пытались отстоять многие издания — тем более что после революции 1905 года в стране для этого были все условия. Но цензурный комитет со временем взял свое: блестящие журналы «Зритель», «Молот», «Пулемет», «Сигнал», «Стрелы» исчезали с такой стремительностью, будто и не существовали никогда. Обломав острые перья о государственную машину, молодые авторы задумались о будущем. Идею создать принципиально новое сатирическое издание предложил Аркадий Аверченко, забежавший на редакционное собрание угасавшего тогда журнала «Стрекоза». С подачи художника Алексея Радакова его было решено назвать в честь античного романа «Сатирикон»