Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта
В стремительно меняющемся мире, где «все дозволено» и нет никаких ориентиров, кантовская теория может стать компасом, который поможет найти человеческое в человеке, считает Вадим Чалый. 22 апреля, когда во всем мире отмечают 300-летие Иммануила Канта, профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и научный сотрудник Академии Кантиана БФУ им. И. Канта специально для «Сноба» рассуждает о том, как идеи скромного профессора из Кенигсберга повлияли на поп-культуру и насколько они актуальны и полезны сегодня.
Мир и «Матрица»
Связь идей Канта с сюжетами современных фильмов о реальности как иллюзии прослеживается довольно отчетливо. Кант, развивая свою теорию познания, пришел к выводу, что мы имеем дело не с реальностью «самой по себе», а лишь с миром явлений, который конструируется нашим сознанием в границах возможного опыта. За этим миром явлений скрывается недоступная сфера «вещей в себе», о которых мы ничего не можем знать наверняка.
Этот кантовский дуализм явлений и «вещей в себе» находит поразительные параллели в сюжетах многих современных фильмов. Возьмем, к примеру, «Матрицу». Герои этой культовой ленты обнаруживают, что привычная им реальность — не более чем иллюзия, компьютерная симуляция, за которой скрывается совсем другой, «истинный» мир. И люди в этом мире, как и обитатели кантовского мира явлений, оказываются в ловушке собственного восприятия, принимая порожденные их сознанием образы за окончательную реальность.
Конечно, у Канта речь идет не о злонамеренном обмане, а о самой структуре человеческого познания. Но суть остается той же: мы отрезаны от мира «самого по себе» и вынуждены довольствоваться лишь теми представлениями, которые конструирует наш разум по своим законам. И хотя Кант, в отличие от создателей «Матрицы», не считал наш мир «ненастоящим», он тоже указывал на его условность и ограниченность.
Похожие мотивы мы встречаем и в других популярных фильмах. «Начало» Кристофера Нолана играет с идеей «сна во сне», многоуровневой иллюзии, из которой героям нужно прорваться к подлинной реальности. «Тринадцатый этаж», «Экзистенция», многие эпизоды «Черного зеркала» — везде зритель сталкивается с одним и тем же сюжетом: привычный мир оказывается фикцией, за которой прячется что-то еще.
Человек в центре мироздания
Идеи Канта стали своего рода кульминацией философской традиции Нового времени, начало которой положил Рене Декарт. Декарт сравнивал процесс построения нового мировоззрения с возведением здания: нужно найти прочный фундамент несомненных истин и на нем, шаг за шагом, выстраивать целостную систему знания. Кант подхватил эту метафору, но пошел дальше: он не просто достроил здание, но возвел совершенно новый «дом разума», пересмотрев сами основания прежней метафизики.
Ключевым моментом здесь стал знаменитый «коперниканский переворот» Канта. Подобно тому, как Николай Коперник перевернул традиционную картину мира, поместив в центр Вселенной Солнце вместо Земли, Кант радикально изменил понимание места человека в мире. После Коперника человечество осознало себя затерянным в бескрайних космических просторах, лишилось привычной опоры. Кант же вернул человека в центр мироздания, но уже в новом качестве — не как пассивного наблюдателя, а как автономный разум, который сам задает законы природе.