Рисунок Боуи и яйцо Фаберже на барахолке: как люди случайно находят шедевры искусства
История искусства знает много примеров, как шедевры находят на барахолках, в заброшенных домах, за камином, под полом или среди мусора, а затем пускают с молотка за миллионы долларов. Forbes Life собрал самые свежие истории
Мечта каждого начинающего коллекционера — найти на барахолке, в квартире бабушки или просто на улице что-то совершенно выдающееся, чьи достоинства не смогли разглядеть другие. Таких искателей драгоценностей, посетителей московских блошиных рынков, по словам Владимира Гиляровского, иронически называли «на грош медяков». Однако, некоторым действительно везет.
Коллекционер Феликс Вишневский по прозвищу Шерлок Холмс в начале 1960-х в домах Собачьей площадки, которая шла под снос при строительстве Калининского проспекта, собрал среди хлама, предназначенного на выброс, коллекцию, ставшую ядром Музея Тропинина. В США некий скупщик металлического лома на Среднем западе в начале 2000-х купил яйцо Фаберже и, как рассказывал обнаруживший драгоценность управляющий директор галереи Wartski Киран Маккарти, несколько лет хранил его в коробке для яиц. О том, где и как находят шедевры, — в подборке Forbes Life.
Караваджо (предположительно), «Юдифь и Олоферн» (Cabinet Turquin)
В 2019 году французский арт-дилер Эрик Тюркен с помпой представил публике ранее неизвестный вариант картины Караваджо «Юдифь и Олоферн» (оригинальная композиция 1599 года хранится в собрании римского палаццо Барберини). По словам Тюркена, в 2014 году его обнаружил оценщик аукционного дома Марк Лабарб, который проводил стандартную оценку имущества в поместье под Тулузой. Оба специалиста настаивали на том, что это подлинный Караваджо, стоимость которого, по их оценке, составляет $115–170 млн. Торги были намечены на конец июня 2019 года.
Как только о громкой находке было объявлено широкой публике, в профессиональном сообществе зазвучали сомнения в подлинности полотна. Среди тех, кто считал, что отдельные фрагменты написаны слишком грубо, чтобы считаться работой великого итальянца, был, например, тогдашний глава отдела европейской живописи Метрополитен-музея Кит Кристиансен. На фоне этих сомнений еще более подозрительной оказалась появившаяся накануне торгов новость, что картина была продана в частном порядке покупателю-иностранцу. Сообщалось, что он заплатил за нее порядка €30 млн.
47-е императорское яйцо Фаберже (Wartski)
Ювелирная фирма Карла Фаберже изготовила 52 императорских яйца, из которых до начала 2010-х шесть числились пропавшими. Одно из них объявили найденным в 2014 году, когда к лондонским антикварам из фирмы Wartski обратился пожелавший остаться неназванным американец. По его словам, он купил яйцо в 2011 году на блошином рынке в надежде по отдельности продать украшавшие предмет драгоценные камни и переплавленное золото. За находку он заплатил $14 000. В 2014 году он решил обратиться к специалистам.
По оценке представителей Wartski, это оказалось 47-е пасхальное яйцо Фаберже, выполненное по заказу императора Александра III и подаренное его супруге Марии Федоровне на Пасху 1887 года. По всей видимости, в 1920-е годы оно было продано большевиками за рубеж. Единственное задокументированное упоминание встречается в каталоге аукциона Parke Bernet, на торги которого яйцо выставлялось в 1964 году.