Гран-прийные «скримеры» Honda

МотоАвто

Таинственный пассажир

Текст Романа Абалакина

Дебютировавшая в Монце 1964 года шестицилиндровая Honda RC165 (ещё под индексом 3RC164) оказалась столь громкой и трескучей, что шинники из Dunlop наотрез отказывались проверять состояние задних покрышек при заведённом двигателе.

В сентябре 1964 года хондовский инженер Мичихико Айка и гонщик Джим Редман в токийском аэропорту Ханеда зашли на борт самолёта, направлявшегося в Монцу через Гонконг, Калькутту, Карачи и Рим. Три кресла перед ними занимал новый гоночный мотоцикл, который прикрыли пледом от любопытных глаз. Решение опробовать спортпрототип на завершающем сезон Гран-при Италии приняли буквально в последнюю минуту – слишком поздно, чтобы отправлять его грузовым бортом.

Этим мотоциклом была Honda RC165 с четырёхтактной рядной «шестёркой» объёмом 249,43 см³, созданная специально ради победы над двухцилиндровым двухтактником Yamaha RD56, чьё преимущество над актуальной тогда четырёхцилиндровой RC164 было подавляющим.

На протяжении второй половины шестидесятых годов именно RC165 и её наследница RC166 станут самыми известными орудиями «Хонды» в войне против набиравшей обороты двухтактной орды, возглавляемой «Ямахой» и «Сузуки». К тому же 250‑кубовые «шестёрки» вместе с чуть менее известными 124‑кубовой «пятёркой» RC148 и 49,6‑кубовой «двойкой» RC115 были ещё и важнейшими символами промышленного потенциала Японии и яркими примерами имевшихся у островитян технологий микроминиатюризации. Диаметр цилиндра и ход поршня «четвертушки» – 39×34,8 мм, а у «осьмушки» и «полтинника» – и вовсе 33×29,2 мм. Поршеньки размером с чашку для эспрессо!

Идея при создании этих пронзительно визжащих моторов была простой: раз уж двухтактники успевают дважды воспламенить смесь, пока «четырёхтактники» сделают один рабочий цикл, нужно сделать так, чтобы последние крутились вдвое быстрее. Поэтому скорость вращения коленвала у «двухсотпятидесятки» достигала 18 000 об/ мин, а у младших прототипов – фантастических 21 000 об/ мин! Можете сравнить с 11 000 об/ мин у Yamaha RD56.

Что примечательно, все эти силовые агрегаты, как и дебютный мотор Honda RA270 для «Формулы-1», сконструировал один человек – неординарный Соичиро Иримадзири, которому в 1964 году исполнилось всего 24.

Вообще Иримадзири мечтал конструировать реактивные самолёты, но после Второй мировой войны об авиации, тем более военной, в Японии пришлось забыть. Так что он устроился в «Хонду».

Однако сожалеть ему едва ли пришлось. Ведь уже тогда компания, по сути, олицетворяла новую роль Японии в мире. Начав свой бизнес в 1948 году с приобретения партии генераторов от списанных армейских радиостанций и скрещивания их с велосипедами, к 1968 году Соичиро Хонда превратил гаражную компанию в промышленного гиганта №1, производящего 1,25 миллиона мотоциклов ежегодно!

Невероятный рост «Хонды» пришёлся на период японского экономического чуда, которое, как ни цинично это звучит, заметно подстегнули боевые действия в Корее и Вьетнаме, потому как воевавшим там вооружённым силам США нужна была материальная и ремонтная база поблизости от театра военных действий. Только за первые 18 месяцев корейского конфликта в островную экономику были вкачаны миллиарды долларов, что повлекло за собой 80‑процентный скачок котировок на фондовой бирже и заключение бесчисленного числа лицензионных соглашений. И Иримадзири оказался одним из многих японских инженеров, которые сумели с выгодой распорядиться новыми отношениями с США.

«Когда нам нужны были какие‑нибудь материалы, мы ехали прямиком в General Electric или Pratt and Whitney в США, – вспоминал 80‑летний Иримадзири в одном из интервью. – Те интересовались, в чём, собственно, проблема, мы объясняли, и они выкладывали из закромов новейшие сплавы, используемые для изготовления крыльчаток турбин. В то время американские компании были щедры к нам, показывали абсолютно всё, чтобы упростить нам поиск решений. Мы увозили образцы домой, несли их в Daido Steel или Nippon Special Steel, после чего те, проведя анализ, изготавливали для нас аналогичные сплавы».

Врождённая гениальность Соичиро Иримадзири, помноженная на импортные ноу-хау, фактически перевернула мир четырёх тактов. Удельная мощность его моторов достигала 280 сил с литра рабочего объёма, что сопоставимо с отдачей современных двигателей MotoGP! Конечно, нынешние инженеры действуют в жёстких рамках техрегламента (например, максимально возможный диаметр цилиндра), тогда как в эпоху Иримадзири полёт их фантазии ничем не ограничивался. Но показательно, что многие конструкторские бюро буквально под микроскопом разбирали конструктив хондовских разработок. Со слов бывшего главы BMW Motorsport Марио Тиссена, их изучение было обязательным в лучших инженерных вузах того времени.

Впрочем, вернёмся к гонкам.

После прибытия Айки и Редмана на последний этап сезона 1964 года в Италию их «ручная кладь», разумеется, не осталась незамеченной. Более того, она навела немало шороху в паддоках Монцы. «У меня сердце провалилось, когда я увидел, с какой феноменальной скоростью просвистела Honda мимо питлейна», – рассказывал ямаховский прорайдер Фил Рид, в тот год соперничавший с Редманом в 250‑кубовом классе. К тому же Honda оказалась столь громкой и трескучей, что шинники из Dunlop наотрез отказывались проверять состояние задних покрышек при заведённом двигателе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идеальный шторм Идеальный шторм

«Идеальный шторм» – это не про Джорджа Клуни, а про нас с вами

Мото
Эффект Пляйна Эффект Пляйна

Баварец Филипп Пляйн считает себя мечтателем, а не дизайнером

Robb Report
Взаимное обогащение Взаимное обогащение

Что общего у Выборга и Tiggo 7 Pro Max

Автопилот
Упражнение на кольцах Упражнение на кольцах

Архитектор, ювелирный дизайнер и миллениал о творчестве, красоте и удовольствии

Robb Report
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
Желтые ногти, рак кожи и еще 5 мифов о вреде геля-лака развенчивает эксперт Желтые ногти, рак кожи и еще 5 мифов о вреде геля-лака развенчивает эксперт

Откуда тенденция отказываться от долгосрочного покрытия

Cosmopolitan
Путешествие в тарантасе с кокурками, скородумками и другим дорожным припасом Путешествие в тарантасе с кокурками, скородумками и другим дорожным припасом

Домашние припасы по-гоголевски

Наука и жизнь
Ручная работа, искусство и экологичность: за что мы любим бренд Vatnique Ручная работа, искусство и экологичность: за что мы любим бренд Vatnique

Молодой бренд из Питера, который делает только куртки

GQ
Зачетные молодежные комедии: лучшие фильмы про студентов и старшеклассников Зачетные молодежные комедии: лучшие фильмы про студентов и старшеклассников

Список молодежных комедий, который поможет немного поностальгировать

Playboy
Как сделать ношение маски более комфортным Как сделать ношение маски более комфортным

Вспоминай, что нужно носить не противогаз, а всего-лишь маску

Maxim
Как изменились Ивлеева, Бедняков и другие любимые ведущие «Орла и решки» Как изменились Ивлеева, Бедняков и другие любимые ведущие «Орла и решки»

Тревел-шоу «Орел и решка» отметило девятилетие существования

Cosmopolitan
Как убрать жирное пятно с одежды: лучшие способы Как убрать жирное пятно с одежды: лучшие способы

Масло или бензин могут оставить на ткани стойкие следы

Cosmopolitan
Загрязнения ума: гнев Загрязнения ума: гнев

Работа с клешами может сделать нашу жизнь более осознанной и счастливой

Yoga Journal
Миф о Настоящей Женщине: невыполнимые правила, которые нам навязывает общество Миф о Настоящей Женщине: невыполнимые правила, которые нам навязывает общество

Как не заблудиться во взаимоисключающих требованиях к Настоящей Женщине

Cosmopolitan
Как назывались экспортные версии советских автомобилей Как назывались экспортные версии советских автомобилей

Спорим ты не слышал и о половине этих машин?..

Maxim
Программа действий для безболезненного переезда из одной квартиры в другую Программа действий для безболезненного переезда из одной квартиры в другую

Мы подробно расписали, как виртуозно и с огоньком переехать на новое место

Maxim
Я больше ничего не делегирую, и это серьезно облегчило мою жизнь Я больше ничего не делегирую, и это серьезно облегчило мою жизнь

Лучший способ выполнять дела — делать их самостоятельно

Psychologies
Ешь, молись Ешь, молись

Станислав Лисиченко попробовал представить еду будущего

Tatler
Как не вестись на провокации Как не вестись на провокации

Как дать отпор провоцирующему ссору собеседнику?

Maxim
Теория и практика игр Теория и практика игр

Братья Игорь и Дмитрий Бухманы построили компанию Playrix

Forbes
Правила жизни королевы Великобритании Елизаветы II Правила жизни королевы Великобритании Елизаветы II

Монарх, царствующая королева Великобритании, Лондон, 93 года

Esquire
Павел Табаков: «Кирилл Серебренников был предан моему отцу, и я всю жизнь буду ему за это благодарен» Павел Табаков: «Кирилл Серебренников был предан моему отцу, и я всю жизнь буду ему за это благодарен»

Павел Табаков рассказывает о том, почему решил стать актером

GQ
Поведение слизевика оказалось неплохим методом выявления космической паутины Поведение слизевика оказалось неплохим методом выявления космической паутины

Астрономы представили новый алгоритм поиска нитей космической паутины

N+1
«Доктор» Гугл «Доктор» Гугл

С появлением интернета каждый получил лёгкий доступ к медицинской информации

Здоровье
Домашний карантин: 13 занятий в удовольствие Домашний карантин: 13 занятий в удовольствие

Сидение дома может раздражать, а может дарить прекрасные возможности

Psychologies
Илья Варламов: Для чего развивать общественный транспорт Илья Варламов: Для чего развивать общественный транспорт

Одна из глав книга урбанистов Ильи Варламова и Максима Каца «100 советов мэру»

СНОБ
Зона комфорта Зона комфорта

Конфликт поколений: как всем ужиться под одной крышей

Лиза
Александр Дворкин: Есть ли раскол в Русской Православной церкви? Ответ Артему Нарышкину Александр Дворкин: Есть ли раскол в Русской Православной церкви? Ответ Артему Нарышкину

Артем Нарышкину отвечает кандидат богословия, доктор философии, профессор

СНОБ
Коливинги, вход через крышу и PropTech: как мы будем жить через 50 лет Коливинги, вход через крышу и PropTech: как мы будем жить через 50 лет

В условиях самоизоляции «не выходить из дома» звучит как приговор

РБК
Технологии учат доверию: как технический прогресс меняет психологию общества Технологии учат доверию: как технический прогресс меняет психологию общества

Функцию установления отношений берут на себя информационные технологии

Forbes
Открыть в приложении