Илья Варламов: Для чего развивать общественный транспорт
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга урбанистов Ильи Варламова и Максима Каца «100 советов мэру». В ней авторы подробно рассказывают, как сделать город максимально удобным, чистым, комфортным и безопасным, а также объясняют, почему трамвай — самый лучший вариант общественного транспорта, что хорошего в платных парковках и чем плоха одноэтажная Америка. «Сноб» публикует одну из глав.
Развивайте общественный транспорт
Все знают формулу: «Спрос рождает предложение». Однако часто эта формула работает наоборот: «Предложение стимулирует спрос». Пример такого исключения — пассажирский транспорт. Транспорт нельзя рассматривать отдельно от бизнес-составляющей, иначе случится коллапс — бизнес не сможет существовать без клиентов, а транспорт сам по себе оказывается никому не нужен. Бизнес мог бы закладывать в свой план развития финансирование транспортной линии, но это было бы накладно, и одна транспортная линия не дала бы нужного охвата клиентов. Транспортники могли бы строить линию «в чистое поле» в надежде, что она в перспективе окупится за счет появления магазинов и точек притяжения пассажиров вдоль нее, но они никак не могут управлять этим процессом. В результате работа бизнеса и транспорта в городе возможна только за счет перераспределения финансов и вливаний во всю транспортную систему города.
Частота работы транспорта, качество его системы и доступность тарифов — это факторы, влияющие на общую экономическую ситуацию в городе. Причем влиянию подвергаются сразу ряд параметров: объем оборота и число сделок, цена земли, стоимость недвижимости и арендных ставок.
Как делать правильно
Транспортная система не регулируется рыночными механизмами, поэтому требовать от транспорта самоокупаемости — неправильно. Транспортная система должна субсидироваться из-за ее существенного вторичного экономического эффекта. Надежды на коммерческий транспорт и маршрутки — наивны и ведут к общему экономическому и социальному упадку, пробкам и грязному воздуху.
Город должен использовать собираемые с жителей и бизнеса налоги на развитие системы общественного транспорта, а не на строительство магистралей и дорог. Качественный транспорт делает город доступным для всех, приводит к росту цен на недвижимость, экономики города в целом, делает воздух чище, уменьшает количество пробок. Общественный транспорт необходимо субсидировать.
Развитие транспортной инфраструктуры подчиняется формуле «Предложение рождает спрос». Для оценки спроса на потенциальный маршрут лучше пользоваться анкетированием или данными сотовых операторов — они покажут перемещения горожан. В реформировании транспортной сети не стоит отталкиваться от текущих показателей.
Социальная роль города и транспорта
Общественный транспорт позволяет городу развиваться. Транспорт так же важен, как и застройка территории — одно без другого не существует. С маршрутками и разбитым трамваем город просто придет в упадок, погрязнет в пробках и в экологической яме, испытает отток населения.
Некоторые говорят, что общественный транспорт — это транспорт для тех, у кого нет своей машины. Они считают, что социальная роль общественного транспорта — перевозить одну бабушку в час. Это заблуждение.