Технологии учат доверию: как технический прогресс меняет психологию общества
При отсутствии реального доверия в обществе функцию установления отношений между людьми берут на себя информационные технологии, считает президент группы «Ланит» Филипп Генс.
Вы доверяете соседям ключи от квартиры на время отпуска? А проверяете ли чеки после покупки? Уверены, что банк предупредит вас о проблемах, если они появятся? И главный вопрос: за последнее время вы стали больше доверять другим людям (даже совсем незнакомым), коммерческим компаниям, государству? Скорее всего, вы ответили «нет», а если и заметили положительные сдвиги в этой сфере, то совсем незначительные.
И вы вполне в тренде. По данным World Values Survey, в отдельных развивающихся странах показатель обобщенного доверия ниже 10%, в России — порядка 25%, а на севере Европы и в Китае превышает 50%. Как видите, большинство людей в нашей стране друг другу совсем не доверяют. Но тогда почему вы ведете себя так, будто знаете незнакомцев так же хорошо, как своих закадычных друзей? Не верите? Что же, попробую вас в этом убедить.
Еще несколько лет назад многие боялись оставить данные банковской карты в Интернет-магазине, а сейчас готовы поручить доставку документов незнакомому человеку лишь на основании его рейтинга в YouDo. Вы спокойно покупаете товары у неизвестных вам частных продавцов на Avito, выбираете дом для отпуска за границей по его фотографиям и по профилю владельца в соцсетях или приглашаете к себе сантехника, которого вы видите в первый раз, если не считать его анкеты на сайте фрилансеров. А владельцы Mercedes, которого вы никогда не видели, спокойно отдают вам свой автомобиль за символическую плату в несколько рублей за минуту.
Дело в том, что доверять друг другу выгодно. Но при отсутствии реального доверия в обществе функцию установления отношений между людьми берут на себя информационные технологии. Выстраиваемые таким образом системы не имеют никакой связи с гуманистическими идеями и основаны на механизмах, отсеивающих недобросовестных пользователей сервиса. Один из таких механизмов — репутация, которую каждый зарабатывает в Сети. Она складывается из собственного цифрового следа человека и отзывов, которые он получает, предоставляя услуги. Система отзывов позволяет участникам той или иной платформы заработать определенный статус и в зависимости от статуса пользоваться сервисом и дополнительными преференциями.