Александр Дворкин: Есть ли раскол в Русской Православной церкви? Ответ Артему Нарышкину
Далеко не все из тех, кто знаком с ситуацией в Русской православной церкви, согласны с мнением автора опубликованного на «Снобе» материала «Фундаменталисты против либералов: противостояние внутри РПЦ». Его автору, Артему Нарышкину, отвечает профессор Православного Свято-Тихоновского университета, кандидат богословия, доктор философии Александр Дворкин
Статья Артема Нарышкина начинается с весьма смелого заявления:
Амбиции Московской патриархии основаны на мифе о единстве веры. Церковные спикеры твердят, что православие сплачивает российский народ. Все православные якобы исповедуют одно вероучение и следуют общим нравственным нормам. В действительности же в РПЦ нет согласия по важнейшим этическим вопросам. Верующие, в том числе священники, имеют разные представления о добре и зле.
Это мнение, высказанное как непреложный факт, типично для стороннего взгляда, который пытается подверстать к собственной картине мира некоторые свои внешние наблюдения над чужой для него организацией. Увы, автор совсем не понимает ни процессов, происходящих в Московской патриархии, ни того, о чем думают и чем живут ее члены — священники и миряне. Его взгляд на Церковь, ее историю, священное Писание и Предание основан на расхожих стереотипах, которые легко опровергаются элементарным знанием предмета.
Например, Артем Нарышкин мимоходом утверждает, что ранние христиане не были патриотами и «лишь в поздней Византии они превратились в верноподданных». Если даже не обращать внимания на явный анахронизм (патриотизм — понятие нового времени), то куда деть призывы апостола Павла молиться за императора, его утверждения о том, что начальник не напрасно носит меч (он нужен, чтобы защищать граждан и наказывать преступников)? Как отнестись к его убеждению в необходимости власти государства, гражданством в котором он активно пользуется? Куда деть постоянно повторяющуюся тему в апологиях ранних христианских писателей о том, что христиане являются примерными гражданами и поэтому не заслуживают гонений? Куда деть большое количество ранних христиан — воинов? Также в писаниях ранних христиан постоянно прослеживается мысль, что их родная Римская империя (да, та, которая их гнала) — лучшее из всех существующих в мире государств.
Еще один из множества стереотипов, используемых Артемом Нарышкиным, — это противопоставление Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета. Дескать, первый (Яхве) — жестокий и карающий, а второй (Иисус) — любящий, толерантный и всепрощающий. Этому стереотипу без малого две тысячи лет, и его первоначально придерживались как раз те секты, которые возникали вокруг ранней Церкви и которые, кстати, часто отказывались от какого-либо взаимодействия с Империей (т. е., в терминологии автора, «не были патриотами»). Ранняя же Церковь, напротив, постоянно подчеркивала свои отличия от этих групп и свое неприятие подобных взглядов.
По мнению автора статьи «либералы» в РПЦ исповедуют гуманистическую религию, сосредоточенную на человеке и его способностях, а «авторитарные консерваторы» верят в высшую силу, требующую от человека подчинения. Да будет ведомо г-ну Нарышкину, очевидно, не подозревающему, что любовь может быть требовательной, а гнев — праведным, что для христиан Бог Ветхого и Нового Завета — один и тот же. И Он как раз и есть тот самый любящий и милующий Бог, отдающий Своего Сына за жизнь мира. И христиане — как те, которых он называет «либералами», так и те, кого он называет «фундаменталистами», верят в этого Единого личного Бога (не в безличную высшую силу), а не в человека с его способностями и талантами. Если кто-то считает иначе, он не христианин.