Электроход «Марко Поло»
Только обзор самых главных и актуальных новинок от признанных брендов занял половину прошлого номера (см. «Мото» № 12-2019). А ведь выставка EICMA – это восемь павильонов. И, бродя по ним, то и дело натыкаешься на разные чудеса и диковины.
Побывал ли на самом деле Марко Поло во всех удивительных странах, которые он описал в своём знаменитом труде, или все они пригрезились ему в наркотическом угаре стамбульского притона, как утверждают нынешние ниспровергатели — науке не известно. Но даже в самом кошмарном сне ему не могло привидеться, что судьба многих славных итальянских марок будет за‑ висеть от прихоти бонз из далёкого Китая.
Ещё во времена Марко Поло итальянские банкиры запустили механизм по имени «Деньги правят миром». Теперь старушка Европа расплачивается за это изобретение: центр финансовых потоков неумолимо смещается на Восток. Мудро избежав соблазна антикоммунистической революции (ведь неважно, какого цвета кошка, если она ловит мышей), китайцы последовательно стремятся стать «мастерской мира». Когда‑то они брали за счёт дешёвой рабочей силы, теперь же, когда средняя зарплата в Китае выше, чем в России, в их арсенале — современные автоматизированные производства, сбивающие цену за счёт массовости выпуска. Если европейский бизнесмен захлёбывается от восторга, выпуская десятки тысяч машин в год, то по китайским масштабам полумиллионные тиражи — так, средней руки предприятие.
Возрождение знаменитых европейских марок в наши дни идёт с использованием китайской техники
Запад долгие годы снисходительно смотрел на Китай, делая ставку на техническое превосходство. Но ведь не зря в Поднебесной родилась притча о том, что лучший способ борьбы — сидеть и ждать, когда река пронесёт мимо тебя труп врага. И дождались! Большеносые варвары (а именно так мы выглядим в глазах китайцев) сами приползли на коленях, умоляя взять свои ноу-хау в обмен на денежку малую. Сами принесли свои прославленные марки: возьмите, оживите, влейте золотую кровь в одряхлевшие жилы.
Проникновение китайской техники на европейские дороги идёт несколькими путями. И здесь сказывается мощнейший эффект пятой колонны: сами же европейцы открывают ворота захватчикам. Во-первых, у европейских концернов (того же Piaggio, например) давно уже есть на Востоке филиалы, с которых идут поставки не только узлов, но и комплектных машин. Во-вторых, для европейских коммерсантов неодолим соблазн взять китайскую технику задёшево и продать втридорога, налепив свою марку. Причём часто в ход идут забытые и полузабытые имена из славной европейской мотоистории.
Впрочем, хорошие бренды и самим китайцам пригодятся. Ведь это и лёгкий способ влезть волку в кошару в овечьей шкуре, и надёжный доступ к современным конструкциям. Тем более что к легендарному имени кроме обшарпанного сарая да станков полувековой давности порой прилагаются и вполне свежие мозги, на которые китайцы падки не хуже зомби.
Количество представленных на EICMA электробайков и электроскутеров скоро превысит численность двухколёсных машин с ДВС
Самый сложный путь, конечно — выйти на европейский рынок под собственным именем и завоевать репутацию. Но некоторым китайским брендам это удалось! Тем более что у европейских компаний, помимо скудного финансирования, есть ещё одна ахиллесова пята: поздновато они занялись электротранспортом, и шаги на этом поприще не слишком впечатляющие, поскольку местный рынок таких машин пока маловат. То ли дело в Китае! Запрет на мототранспорт с ДВС во многих местных городах сделал своё дело, и парк всяческих электровелосипедов, электроскутеров и электромотоциклов уже превысил 200 миллионов! В большинстве своём это весьма примитивные конструкции, но и довольно современных машин хватает. Отточив мастерство на местных покупателях, китайские компании готовы предложить свои электробайки европейцам — пожалуй, электрическая составляющая китайской экспозиции на EICMA была солиднее той, что с ДВС.
О возросшем мастерстве китайских мотопроизводителей свидетельствует появление концепт-байков из Поднебесной. Ещё недавно словосочетание «китайский концепт» считалось таким же невозможным, как «холодный термояд», но если со вторым до сих пор никак, то фантазии мастеров с Востока всё увереннее облекаются в пластик и металл.