Возмездие через годы
Часть нацистов сумела скрыться и оказалась недоступна судьям трибунала в Нюрнберге. Тогда за реализацию постулата о «неотвратимости наказания за преступления против человечности» взялись спецслужбы Израиля.
Адольфа Эйхмана, оберштурмбаннфюрера СС, называют «архитектором холокоста». На его счету жизни миллионов евреев, уничтоженных в нацистских лагерях смерти. После войны эсэсовца, бежавшего из Германии, искали многие разведки, а обнаружил израильский «Моссад». Его агенты похитили и тайно вывезли Эйхмана в Израиль, чтобы там публично судить и казнить. Эта операция стала самой успешной за всю историю «Моссада» в деле ликвидации нацистских преступников.
В 2017 году была рассекречена часть архивов «Моссада» — 400 страниц, посвящённых операциям по ликвидации бывших нацистов. У израильской разведки имелся список тех, кто подлежал устранению в первую очередь за преступления против еврейского народа. Под номером один в списке значился Адольф Эйхман. Он единственный, кого судили и казнили публично.
Предыстория. Экономичные методы умерщвления
Интересный факт: Адольф Эйхман учился в той же школе, что и Адольф Гитлер. Они не были знакомы в детстве, но мировоззрение приобрели одинаковое.
В 26 лет Эйхман вступил в СС, а с началом войны устроился в гестапо и получил звание оберштурмфюрера. Он возглавил отдел, занимавшийся решением «еврейского вопроса», — в частности, лично руководил отправкой в лагеря смерти жителей с захваченных территорий Восточной Европы.
Эйхман занимался усовершенствованием способов умерщвления, разрабатывая наиболее «эффективные» и «экономичные» методы, так как массовые расстрелы требовали привлечения слишком большого числа солдат.
Так, именно Адольф Эйхман стал инициатором массового использования газенвагенов (машин, в которых людей убивали выхлопными газами в кузовах грузовиков). Он же добился «внедрения» в концлагерях отравляющих газов и поддерживал использование «Циклона-Б» (газ на основе синильной кислоты), с помощью которого в Освенциме убивали по десять тысяч человек в день.
После войны Адольфу Эйхману удалось скрыться. Больше четырёх лет он отсиживался в немецкой глубинке под видом лесоруба. Затем сделал себе фальшивые документы на имя Рикардо Клемента и в 1950-м перебрался в Аргентину.
Через два года к нему в Буэнос-Айрес приехали из Германии жена и трое сыновей, а в 1955-м родился четвёртый сын. Эйхман трудился бригадиром на заводе «Мерседес-бенц» и тихо жил вместе с домочадцами в небольшом домике на окраине Буэнос-Айреса. Никто не догадывался, что неприметный Рикардо Клемент и самый разыскиваемый нацистский преступник в мире — это один и тот же человек. Бывшего оберштурмбаннфюрера СС выдало неосторожное поведение собственного сына.
Операция. «Убийца евреев не избежит наказания»
За Адольфом Эйхманом охотились спецслужбы многих стран. Для Израиля его поимка была делом чести. В 1957 году Всемирный еврейский конгресс пообещал 10 тысяч долларов за любую информацию о местонахождении беглого нациста. В 1958-м израильская разведка «Моссад» напала на его след.
Обнаружить преступника помог бывший узник Дахау — слепой еврей по имени Лотар Герман из Буэнос-Айреса. За дочерью Германа ухаживал молодой человек по имени Ник Эйхман, который хвастался, что является сыном офицера Третьего рейха. Это вызвало подозрение у Германа: как и большинство евреев, бежавших от нацистов, он прекрасно знал, кто такой Адольф Эйхман. Возможно, Ник — его сын?
Герман — через знакомых — поделился подозрениями с членами израильской делегации, находившейся в Буэнос-Айресе, а они передали информацию в «Моссад».
Установив истинную личность Рикардо Клемента, израильтяне начали подготовку к операции по его захвату. Её возглавил сам руководитель «Моссада» Иссер Харель. Было решено похитить «Рикардо Клемента» и тайно переправить в Иерусалим, чтобы там публично судить и казнить. Требовать официальной выдачи преступника у властей Аргентины было рискованно: это могло привести к тому, что Эйхман снова скроется.