Как семья Аньелли управляет миром
Переход Криштиану Роналду в «Ювентус» и строительство завода ВАЗ в Тольятти, битва Ford против Ferari и борьба IVECO за звание главного производителя грузовиков планеты Земля – за всем этим стоит семья Аньелли, и сегодня империя некоронованных королей Италии становится еще могущественнее.
Стоимость футбольного клуба «Ювентус» – 1 млрд 512 миллионов долларов. Компании Ferrari – 25,2 млрд долларов. Концерна FIAT-Chrysler – 110 млрд долларов. Корпорации CNH Industrial – 48 млрд долларов. Что общего у этих гигантов? Управляет каждой из этих компаний одна семья – клан Аньелли, который уже второй век подряд стоит за самыми важными событиями в истории Италии.
Все началась в 1899 году, когда 33-летний мэр небольшого городка Виллар-Пероза Джованни Аньелли, увлеченный стремительным развитием автомобилей, решил поучаствовать в формировании молодой промышленности страны и стал одним из сооснователей компании FIAT – Fabrica Italiana Automobili Torino (Фабрика итальянских автомобилей в Турине).
Уже через 10 лет Аньелли, к тому моменту управляющий директор FIAT, в десятки раз увеличил уставной капитал компании, а в 1916 году открыл крупнейший в Европе завод, построенный по образу и подобию американского Ford. Неуемная энергия этого итальянца постепенно превращала бизнес в настоящую империю, о которой вскоре будут говорить так: «Аньелли – это FIAT, FIAT – это Турин, а Турин – это Италия».
Помимо автомобилей, концерн начал выпускать трамваи, автобусы, судовые и авиационные двигатели, смазочные материалы. Кажется, все, к чему бы ни прикасался Джованни, немедленно становилось успешным. Этот талант унаследовал и его сын Эдоардо.
В 1923 году Аньелли-младший занял пост президента футбольного клуба «Ювентус» и полностью поменял в нем все – от инфраструктуры до философии. Он построил тренировочную базу и стадион, активно участвовал в вопросах формирования команды, не жалея на это ни денег, ни времени. Результат не заставил себя долго ждать: в 30-е годы XX века футбольная столица Италии, вслед за столицей промышленной и экономической, переехала в Турин.
В период с 1931 по 1935 годы «Ювентус» – бессменный лидер чемпионата и основа для сборной страны. Казалось, это только начало настоящего триумфа, но все рухнуло 14 июля 1935 года, когда Эдоардо погиб, разбившись на гидроплане своего отца. Осиротевшая команда сдала лидерские позиции, а страна тем временем все глубже погружалась в войну.