Разрешение на выезд
130 лет назад в России появился первый автомобиль
Молодой человек на фотографии – потомственный почетный гражданин Константин Митрофанович Мазурин. Существовало до революции такое привилегированное сословие городских жителей, куда можно было попасть по праву рождения или по ходатайству о причислении, если есть определенные заслуги, звания, чины или ордена. А еще Константин Мазурин известен как фабрикант, благотворитель, историк, искусствовед, поэт, прозаик, переводчик, оперный певец, преподаватель по вокалу, музыковед и врач. И это только то, что общеизвестно. Вряд ли стоит удивляться, что такой неординарный и многогранный человек вдобавок и владелец первого в Российской Империи автомобиля. Впрочем, этот факт прояснился совсем недавно.
Звучит довольно странно, но никто и никогда не занимался вопросом о появлении в нашей стране первого «самодвижущегося экипажа». Все советские историки один за другим повторяли в статьях и книгах, что первый автомобиль появился в Одессе в 1891 году, а его владельцем был издатель газеты «Одесский листок» Василий Васильевич Навроцкий. Марка автомобиля значится у кого-то как немецкий Benz, а у кого-то – французский PanhardLevassor. Проверить все эти факты по источникам того времени почему-то никто не догадался.
На самом же деле оказалось, что Навроцкий стал обладателем автомобиля Benz Velo, но не в 1891-м, а только в 1895 году, о чем свидетельствуют публикации в газетах «Одесский листок» и «Одесские новости». Более подробно о ходе этого небольшого исторического расследования можно прочесть в декабрьском номере журнала «Автопилот» за 2019 год. Статья так и называется: «Статья найдется».
Москва, Париж, Дрезден и Мюнхен
Но даже так Одесса оказывается не на втором, а на третьем месте в списке российских городов, где появились первые «самодвижущиеся экипажи»: Навроцкий получил свой Benz Velo в октябре 1895-го, но двумя месяцами ранее, в августе того же года, в Санкт-Петербурге уже совершал свои поездки автомобиль Benz Phaeton. Журнал «Автопилот» также писал об этом в статье «Ошибка корреспондента» в майском номере за 2020 год. Ошибка – потому что автор заметки из газеты «Петербургский листок» назвал шофера «коляски без лошадей» Жергулевым, хотя на самом деле он Джиоргули, а настоящим владельцем Benz Phaeton и вовсе оказался великий князь Дмитрий Константинович.
Что же до самого первого автомобиля в России, то единственным документальным свидетельством о нем до недавнего времени была запись в книге заказов фирмы Benz, согласно которой в 1894 году в Москву был отправлен автомобиль модели Velo c заводским номером 91. Ни имени заказчика, ни даты отправки и получения в книге не указано. Только мощность двигателя 1,5 л.с., число мест – два, тип шин – сплошные резиновые и зажигание от аккумулятора. К слову, напротив автомобилей, отправляемых в Париж, Дрезден, Мюнхен и другие города, фамилии заказчиков тоже не значатся. Но даже так есть хоть какие-то исходные данные.
Начать поиск следовало с уже неоднократно проверенного метода – поиска информации в прессе тех лет: в 1894 году в Москве издавалось несколько газет, наверняка хотя бы в одной из них должна быть напечатана новость о появлении первого автомобиля. Подшивки газет хранятся в Российской государственной библиотеке, а электронный каталог газет России, выходивших с 1703 по 1917 год, позволяет без особого труда найти издания за интересующий период.
Механическая сила заморской диковинки
В очередной раз метод себя оправдал – нашлось сразу три заметки. В газете «Московский листок» от 18 августа 1894 года обнаружилась новость под заголовком «Электрический экипаж» следующего содержания: «Недавно потомственным почетным гражданином К.М. Мазуриным, живущим в Московском уезде, приобретен экипаж для езды, отличающийся от прочих экипажей тем, что он движется самостоятельно, без лошадей, путем электрических аккумуляторов и бензинового мотора, со способностью проходить дистанцию около 18 верст в час и около 90 верст одним наполнением бензина. Экипаж этот, вследствие высокой стоимости его, пока единственный в России. Ныне г. Мазурин вошел с ходатайством к губернскому начальству о выдаче ему формального разрешения ездить на этом экипаже по шоссе».