Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола
Итак, как всегда, мы начали с ассоциаций. До пересечения нами границы Ангола в моём представлении была связана с постоянной борьбой за независимость: УНИТА, МПЛА-Партия труда, возбуждённые люди с «калашниковыми» и голос за кадром, сурово осуждающий мировой империализм. Ну и, само собой, ангольская народная песня «Володя» с саундтрека к пелевинскому роману «Священная книга оборотня». Бороться со стереотипами ой как непросто! Между тем война закончилась тридцать лет назад, и это давно уже не та Ангола, которую так активно поддерживал дорогой Леонид Ильич.
Вообще за свою историю Ангола повидала немало войн и всевозможных колонизаторов. Первыми, ещё в XV веке, были португальцы, но потом инициативу у них перехватили голландцы. После португальцы вновь взяли эти земли под свой контроль, а в конце XIX века Португалия, Бельгия, Германия и Англия заключили соглашение, окончательно определившее современные границы Анголы. В 1975 году страна стала независимой, правда, особого счастья ей это не принесло. Началась гражданская война, в которой просоветская Партия труда противостояла прозападному УНИТА. СССР, разумеется, оказывал всестороннюю поддержку молодой независимости. В войну ввязались Конго, ЮАР и Куба. Битва при Квито-Кванавале в 1988 году стала переломной, и войска ЮАР покинули Анголу, хотя окончательно военные действия закончились только в 2002 году.
На юге Ангола граничит с Намибией (откуда мы въезжали). Страны разделяет река Кунене, текущая строго с Востока на Запад, где впадает в Атлантику. У нас был выбор: ехать как все нормальные путешественники по трассе EN110 до города Лубанго или пробираться по мелким, необозначенным на карте дорогам через национальный парк «Иона» и выйти на океанское побережье. Последний вариант манил своей непредсказуемостью, а мы обычно едем там, где за год проезжают считанные единицы искателей приключений.
Планы
Обычно в «Иону» попадают с севера, со стороны столицы Луанды, мы же двигались с юга. Вероятно, поэтому Google Maps сразу отказались нам помогать. На них изредка просматривались какие-то тропинки, но все они, как правило, неожиданно обрывались. Судя по немногочисленным отчётам, дороги в тех местах всё же были, правда, просёлочные и мало где обозначенные. В намибийском Людерице глава местного офф-роуд клуба, много путешествующий по Анголе, предупреждал нас:
- Вам нужны GPS-данные, потому что сложность тамошних дорог в том, что иногда их просто не видно. Достаточно пропустить поворот, и вы уже не сможете сориентироваться. Вот вам наш трек, самая главная часть.
Так что теперь мы были вооружены прописанным маршрутом. Очень хотелось пройти по самому берегу Атлантики, где песчаные дюны выходят к океану. Но для этого нужно чётко знать время прилива и отлива. Те, кто забывал об этом, не могли преодолеть 30-километровый участок шириной всего в несколько метров – их просто накрывало волнами. А иногда машины и вовсе тонули. Кроме того, европейцы писали, что южные районы довольно плотно заселены племенами химба, и это нужно учитывать. Хотя химба обычно и не проявляют агрессии, бывает всякое.
На погранпереходе «Руакана» никого, кроме нас и пограничников. Парни скучают. Судя по всему, здесь проезжает всего несколько автомобилей в день. Сборы нужно оплатить в местной валюте, в ангольских кванзах, но обменника на границе нет. Ближайший в Лубанго, до которого почти тысяча километров. Нужно помнить, что в Анголе, как и во многих нестабильных экономиках, есть два курса: официальный и реальный. Официальный – около 400 кванз за доллар, реальный – около 600. С трудом мы уговорили взять намибийские доллары по официальному курсу, иначе просто не въехать. Но вот штампы проставлены, паспорта проверены – и мы в Анголе.
Ангольская глушь
Нас встречает грунтовка вполне приличного качества. Широкая и пустая. Всё не так плохо. Однако большая дорога скоро заканчивается, и трек ныряет в неприметную рощу. Сначала мы воспринимаем это как ошибку навигации, но нет, это как раз один из тех поворотов, о которых нас предупреждали в намибийском офф-роуд клубе. Без приборов его практически не обнаружить. На дороге повсюду пеньки от срубленных кустов. Рубили топором наискось, поэтому такая штука легко распорет шину. Буквально через мгновение рация оживает: «Ребята, тормозим, мы порвали покрышку». Только заехали – и минус колесо. Ремонт возможен только в Лубанго, до него по пути ничего не будет, а впереди длинный и очень непростой маршрут.
На дороге всё чаще появляются люди из племени химба. Одеты они в свои привычные одежды: женщины топлес, в бусах и юбках, а дети просто в набедренных повязках. Ах, какое это приятное зрелище после Эфиопии! Там наша поездка к якобы диким племенам мурси превратилась в сплошной фарс. Каждый «дикарь» понимал, что белому человеку нужно, поэтому все вокруг кричали: «Фото – файв бырр, видео – тэн бырр…» Бырр – это эфиопские деньги. В общем, ребята неплохо преуспели в коммерции.
Здесь же картина была совсем иной. Аборигены с опаской подходили к машинам и просто смотрели. Никто ничего не требовал и не говорил. Просто смотрели. По собственной воле мы раздавали детям ручки и тетрадки, а взрослым одежду, которую привезли специально. Было понятно, что белый человек здесь – настоящий эксклюзив.
Попадались и небольшие поселения химба. Сначала мы удивлялись: откуда у них такие аккуратные строения и новые ручные водокачки? Оказалось, всё это строилось в рамках программы Евросоюза, поэтому и выглядело хорошо. Кстати, воде из колонки мы были очень рады – в таких условиях её много не бывает. Весь день на термометре больше + 40 градусов, но к пяти вечера на всех трёх машинах появляется рекордная цифра – +50˚C! Но воздух довольно сухой, и мы уже адаптировались к жаре. Для полноценной работы кондиционера нужно, чтобы машина двигалась. Если остановиться хотя бы на пару минут, в салоне становится жарко.
Мы постоянно пересекаем русла высохших рек, и судя по высоте берегов, в сезон дождей тут несладко – поток метровый глубины легко утащит за собой любой внедорожник. А сейчас тишину нарушают только скрип камней, по которым мы карабкаемся, да хруст сухих веток, оказавшихся на пути. Пейзаж крайне однообразен. За первый день наша команда преодолела 200 км, за второй – 150. Это с учётом того, что вставали мы в шесть утра, стартовали в восемь и ехали до заката. Причём к концу дня и водителей, и пассажиров изрядно мутило: вверх-вниз, вправо-влево, карабкаемся по камням... И всё повторяется снова и снова. Лагерь надо было ставить быстро, потому что солнце в этих краях падает за горизонт в мгновение ока. Иногда недалеко от палаток можно было обнаружить скорпионов, которых, последний раз, я видел в Средней Азии. Приходилось тщательно закрывать наши походные жилища, тем более что тут водятся не только скорпионы, но и змеи. В кустах появлялись химба, в основном подростки и женщины. Они смотрели на нас издалека, не рискуя подходить ближе сотни метров. На их лицах блуждали улыбки, и они увлечённо обсуждали наше появление. Осмотрев на одной из стоянок свой Hilux, я обнаружил, что выхлопная труба проржавела и отвалилась по сварному шву. Надо будет заварить в первом большом городе.