Мы въезжали в Анголу из Намибии, пересекая разделяющую страны реку Кунене

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола

Текст Алексей Камерзанов

Каландула - второй по величине водопад Африки. Первый - Виктория, на границе Замбии и Зимбабве

Итак, как всегда, мы начали с ассоциаций. До пересечения нами границы Ангола в моём представлении была связана с постоянной борьбой за независимость: УНИТА, МПЛА-Партия труда, возбуждённые люди с «калашниковыми» и голос за кадром, сурово осуждающий мировой империализм. Ну и, само собой, ангольская народная песня «Володя» с саундтрека к пелевинскому роману «Священная книга оборотня». Бороться со стереотипами ой как непросто! Между тем война закончилась тридцать лет назад, и это давно уже не та Ангола, которую так активно поддерживал дорогой Леонид Ильич.

Ангольский агитпром
в деталях
копировал советский.
С учётом специфики
разумеется

Вообще за свою историю Ангола повидала немало войн и всевозможных колонизаторов. Первыми, ещё в XV веке, были португальцы, но потом инициативу у них перехватили голландцы. После португальцы вновь взяли эти земли под свой контроль, а в конце XIX века Португалия, Бельгия, Германия и Англия заключили соглашение, окончательно определившее современные границы Анголы. В 1975 году страна стала независимой, правда, особого счастья ей это не принесло. Началась гражданская война, в которой просоветская Партия труда противостояла прозападному УНИТА. СССР, разумеется, оказывал всестороннюю поддержку молодой независимости. В войну ввязались Конго, ЮАР и Куба. Битва при Квито-Кванавале в 1988 году стала переломной, и войска ЮАР покинули Анголу, хотя окончательно военные действия закончились только в 2002 году.

На юге Ангола граничит с Намибией (откуда мы въезжали). Страны разделяет река Кунене, текущая строго с Востока на Запад, где впадает в Атлантику. У нас был выбор: ехать как все нормальные путешественники по трассе EN110 до города Лубанго или пробираться по мелким, необозначенным на карте дорогам через национальный парк «Иона» и выйти на океанское побережье. Последний вариант манил своей непредсказуемостью, а мы обычно едем там, где за год проезжают считанные единицы искателей приключений.

Планы

Обычно в «Иону» попадают с севера, со стороны столицы Луанды, мы же двигались с юга. Вероятно, поэтому Google Maps сразу отказались нам помогать. На них изредка просматривались какие-то тропинки, но все они, как правило, неожиданно обрывались. Судя по немногочисленным отчётам, дороги в тех местах всё же были, правда, просёлочные и мало где обозначенные. В намибийском Людерице глава местного офф-роуд клуба, много путешествующий по Анголе, предупреждал нас:

- Вам нужны GPS-данные, потому что сложность тамошних дорог в том, что иногда их просто не видно. Достаточно пропустить поворот, и вы уже не сможете сориентироваться. Вот вам наш трек, самая главная часть.

Так что теперь мы были вооружены прописанным маршрутом. Очень хотелось пройти по самому берегу Атлантики, где песчаные дюны выходят к океану. Но для этого нужно чётко знать время прилива и отлива. Те, кто забывал об этом, не могли преодолеть 30-километровый участок шириной всего в несколько метров – их просто накрывало волнами. А иногда машины и вовсе тонули. Кроме того, европейцы писали, что южные районы довольно плотно заселены племенами химба, и это нужно учитывать. Хотя химба обычно и не проявляют агрессии, бывает всякое.

Племена химба очень дружелюбны. Мы тоже старались одарить всех, кого могли

На погранпереходе «Руакана» никого, кроме нас и пограничников. Парни скучают. Судя по всему, здесь проезжает всего несколько автомобилей в день. Сборы нужно оплатить в местной валюте, в ангольских кванзах, но обменника на границе нет. Ближайший в Лубанго, до которого почти тысяча километров. Нужно помнить, что в Анголе, как и во многих нестабильных экономиках, есть два курса: официальный и реальный. Официальный – около 400 кванз за доллар, реальный – около 600. С трудом мы уговорили взять намибийские доллары по официальному курсу, иначе просто не въехать. Но вот штампы проставлены, паспорта проверены – и мы в Анголе.

Жара и пустыня остались позади. Мы в тропиках на высоте 2000 метров. Из-за плотнейшего тумана пришлось остановиться и ждать, пока он немного рассеется

Ангольская глушь

Нас встречает грунтовка вполне приличного качества. Широкая и пустая. Всё не так плохо. Однако большая дорога скоро заканчивается, и трек ныряет в неприметную рощу. Сначала мы воспринимаем это как ошибку навигации, но нет, это как раз один из тех поворотов, о которых нас предупреждали в намибийском офф-роуд клубе. Без приборов его практически не обнаружить. На дороге повсюду пеньки от срубленных кустов. Рубили топором наискось, поэтому такая штука легко распорет шину. Буквально через мгновение рация оживает: «Ребята, тормозим, мы порвали покрышку». Только заехали – и минус колесо. Ремонт возможен только в Лубанго, до него по пути ничего не будет, а впереди длинный и очень непростой маршрут.

На дороге всё чаще появляются люди из племени химба. Одеты они в свои привычные одежды: женщины топлес, в бусах и юбках, а дети просто в набедренных повязках. Ах, какое это приятное зрелище после Эфиопии! Там наша поездка к якобы диким племенам мурси превратилась в сплошной фарс. Каждый «дикарь» понимал, что белому человеку нужно, поэтому все вокруг кричали: «Фото – файв бырр, видео – тэн бырр…» Бырр – это эфиопские деньги. В общем, ребята неплохо преуспели в коммерции.

Здесь же картина была совсем иной. Аборигены с опаской подходили к машинам и просто смотрели. Никто ничего не требовал и не говорил. Просто смотрели. По собственной воле мы раздавали детям ручки и тетрадки, а взрослым одежду, которую привезли специально. Было понятно, что белый человек здесь – настоящий эксклюзив.

Попадались и небольшие поселения химба. Сначала мы удивлялись: откуда у них такие аккуратные строения и новые ручные водокачки? Оказалось, всё это строилось в рамках программы Евросоюза, поэтому и выглядело хорошо. Кстати, воде из колонки мы были очень рады – в таких условиях её много не бывает. Весь день на термометре больше + 40 градусов, но к пяти вечера на всех трёх машинах появляется рекордная цифра – +50˚C! Но воздух довольно сухой, и мы уже адаптировались к жаре. Для полноценной работы кондиционера нужно, чтобы машина двигалась. Если остановиться хотя бы на пару минут, в салоне становится жарко.

Национальный парк "Иона". Вот так выглядит стирка на горячих источниках.

Мы постоянно пересекаем русла высохших рек, и судя по высоте берегов, в сезон дождей тут несладко – поток метровый глубины легко утащит за собой любой внедорожник. А сейчас тишину нарушают только скрип камней, по которым мы карабкаемся, да хруст сухих веток, оказавшихся на пути. Пейзаж крайне однообразен. За первый день наша команда преодолела 200 км, за второй – 150. Это с учётом того, что вставали мы в шесть утра, стартовали в восемь и ехали до заката. Причём к концу дня и водителей, и пассажиров изрядно мутило: вверх-вниз, вправо-влево, карабкаемся по камням... И всё повторяется снова и снова. Лагерь надо было ставить быстро, потому что солнце в этих краях падает за горизонт в мгновение ока. Иногда недалеко от палаток можно было обнаружить скорпионов, которых, последний раз, я видел в Средней Азии. Приходилось тщательно закрывать наши походные жилища, тем более что тут водятся не только скорпионы, но и змеи. В кустах появлялись химба, в основном подростки и женщины. Они смотрели на нас издалека, не рискуя подходить ближе сотни метров. На их лицах блуждали улыбки, и они увлечённо обсуждали наше появление. Осмотрев на одной из стоянок свой Hilux, я обнаружил, что выхлопная труба проржавела и отвалилась по сварному шву. Надо будет заварить в первом большом городе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок

Кроссоверы и внедорожники довольно часто обитают в городах

4x4 Club
«Нечем радоваться»: где найти энергию, чтобы стать счастливым «Нечем радоваться»: где найти энергию, чтобы стать счастливым

Наши эмоции напрямую зависят от состояния тела

Psychologies
Jaguar I-PACE. Идеальная модель Греты Тунберг Jaguar I-PACE. Идеальная модель Греты Тунберг

Дорогая Грета, твои выступления оставили глубокий след в наших сердцах

4x4 Club
Как приучить себя к полезному и избавиться от вредного: 5 простых советов Как приучить себя к полезному и избавиться от вредного: 5 простых советов

Привычки — как полезные, так и вредные — формируются по определенной схеме

Psychologies
Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne

Стоит ли сейчас покупать Porse Cayenne?

4x4 Club
Формула страсти: постельные хитрости, которые заставят ее кричать от удовольствия Формула страсти: постельные хитрости, которые заставят ее кричать от удовольствия

Пять приемов, которые сведут ее с ума

Playboy
Suzuki SX4 Tabi. Кинотеатр «Пионер» Suzuki SX4 Tabi. Кинотеатр «Пионер»

Suzuki SX4 Tabi – хороший звук, приятный салон и отличный мотор

4x4 Club
Лихие женщины 90-х: как они строили бизнес во времена, когда за это убивали Лихие женщины 90-х: как они строили бизнес во времена, когда за это убивали

Эти героини смогли пробиться в мужском мире бизнеса лихих 1990-х

Forbes
BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех

BMW X5 Diamond – эксклюзивный, мощный и статусный автомобиль

4x4 Club
«Картина, корзина, картонка»: что влияет на размер нашего багажа «Картина, корзина, картонка»: что влияет на размер нашего багажа

Какие факторы влияют на наш собственный «багажный» стиль

Psychologies
УАЗ «Патриот». Курочка по зёрнышку УАЗ «Патриот». Курочка по зёрнышку

Как показал себя в реальной эксплуатации автоматизированный УАЗ «Патриот»

4x4 Club
Переходят все границы Переходят все границы

«Ограниченные возможности» – это точно не про них!

Cosmopolitan
Землянам, до востребования Землянам, до востребования

Солнечную систему посетил объект, прилетевший к нам от другой звезды

Популярная механика
Я перед вами чиста Я перед вами чиста

Героини «Татлера» все чаще выходят в свет без макияжа

Tatler
Продажи начались! Продажи начались!

Российский рынок стал первым для кросс-купе Renault

АвтоМир
В чем сложности обучения детей во время пандемии: опыт Китая В чем сложности обучения детей во время пандемии: опыт Китая

Дистанционное обучение звучит круто пока у учеников есть необходимая техника

Популярная механика
Водородная кругосветка Водородная кругосветка

Кругосветное путешествие катамарана Energy Observer

Популярная механика
Жутко интересно: 5 самых мистических гостиниц Жутко интересно: 5 самых мистических гостиниц

Эти места идеальных для путешественников, которые жаждут адреналина

Популярная механика
5 фактов о том, почему современные автомобили не ржавеют 5 фактов о том, почему современные автомобили не ржавеют

О способах уберечь автомобили от коррозии

РБК
Маленькая хищница: как расплачиваются юные разлучницы Маленькая хищница: как расплачиваются юные разлучницы

Молодая любовница стареющего мужчины - отрицательный фольклорный персонаж

Cosmopolitan
Села батарейка: как вернуть интерес к работе Села батарейка: как вернуть интерес к работе

Почему происходит эмоциональное выгорание и как с этим справиться

Psychologies
«Будущее завит от принципиальности Павла Дурова»: что будет с криптовалютой Telegram после запрета в США «Будущее завит от принципиальности Павла Дурова»: что будет с криптовалютой Telegram после запрета в США

Команда Павла Дурова назвала «разочаровывающим» решение суда в Нью-Йорке

Forbes
10 вопросов к Энн Хэтэуэй и Мэттью Макконахи 10 вопросов к Энн Хэтэуэй и Мэттью Макконахи

Как Энн и Мэттью пришлось измениться в реальной жизни ради ролей

Playboy
Горчичник на грудь Горчичник на грудь

Как в СССР лечили простуду и кашель

N+1
Многоходовка, которой не было. Что стоит за путинским «обнулением» и чем оно грозит России Многоходовка, которой не было. Что стоит за путинским «обнулением» и чем оно грозит России

Распад конституционного консенсуса и разрушение легальной инфраструктуры

Forbes
«Джуди»: сказка об отнятой жизни «Джуди»: сказка об отнятой жизни

Байопик «Джуди» о последних годах актрисы и певицы Джуди Гарленд

Psychologies
«Закончилось время кровавых диктаторов». Интервью с основателями ансамбля без дирижера Персимфанс «Закончилось время кровавых диктаторов». Интервью с основателями ансамбля без дирижера Персимфанс

В Москве вот уже десять лет выступает Персимфанс

СНОБ
В России стало меньше машин, пробок и аварий. Что дальше? В России стало меньше машин, пробок и аварий. Что дальше?

На дорогах стало свободнее после перехода многих компаний на удаленный режим

РБК
Почему не стоит писать в Сети о проблемах детей Почему не стоит писать в Сети о проблемах детей

Стоит ли родителям спрашивать совета по воспитанию в Сети

Psychologies
Как правильно ухаживать за волосами в домашних условиях: лучшие лайфхаки Как правильно ухаживать за волосами в домашних условиях: лучшие лайфхаки

Волосы – неотъемлемая составляющая имиджа, но как поддерживать их красоту?

Cosmopolitan
Открыть в приложении