Мы въезжали в Анголу из Намибии, пересекая разделяющую страны реку Кунене

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола

Текст Алексей Камерзанов

Каландула - второй по величине водопад Африки. Первый - Виктория, на границе Замбии и Зимбабве

Итак, как всегда, мы начали с ассоциаций. До пересечения нами границы Ангола в моём представлении была связана с постоянной борьбой за независимость: УНИТА, МПЛА-Партия труда, возбуждённые люди с «калашниковыми» и голос за кадром, сурово осуждающий мировой империализм. Ну и, само собой, ангольская народная песня «Володя» с саундтрека к пелевинскому роману «Священная книга оборотня». Бороться со стереотипами ой как непросто! Между тем война закончилась тридцать лет назад, и это давно уже не та Ангола, которую так активно поддерживал дорогой Леонид Ильич.

Ангольский агитпром
в деталях
копировал советский.
С учётом специфики
разумеется

Вообще за свою историю Ангола повидала немало войн и всевозможных колонизаторов. Первыми, ещё в XV веке, были португальцы, но потом инициативу у них перехватили голландцы. После португальцы вновь взяли эти земли под свой контроль, а в конце XIX века Португалия, Бельгия, Германия и Англия заключили соглашение, окончательно определившее современные границы Анголы. В 1975 году страна стала независимой, правда, особого счастья ей это не принесло. Началась гражданская война, в которой просоветская Партия труда противостояла прозападному УНИТА. СССР, разумеется, оказывал всестороннюю поддержку молодой независимости. В войну ввязались Конго, ЮАР и Куба. Битва при Квито-Кванавале в 1988 году стала переломной, и войска ЮАР покинули Анголу, хотя окончательно военные действия закончились только в 2002 году.

На юге Ангола граничит с Намибией (откуда мы въезжали). Страны разделяет река Кунене, текущая строго с Востока на Запад, где впадает в Атлантику. У нас был выбор: ехать как все нормальные путешественники по трассе EN110 до города Лубанго или пробираться по мелким, необозначенным на карте дорогам через национальный парк «Иона» и выйти на океанское побережье. Последний вариант манил своей непредсказуемостью, а мы обычно едем там, где за год проезжают считанные единицы искателей приключений.

Планы

Обычно в «Иону» попадают с севера, со стороны столицы Луанды, мы же двигались с юга. Вероятно, поэтому Google Maps сразу отказались нам помогать. На них изредка просматривались какие-то тропинки, но все они, как правило, неожиданно обрывались. Судя по немногочисленным отчётам, дороги в тех местах всё же были, правда, просёлочные и мало где обозначенные. В намибийском Людерице глава местного офф-роуд клуба, много путешествующий по Анголе, предупреждал нас:

- Вам нужны GPS-данные, потому что сложность тамошних дорог в том, что иногда их просто не видно. Достаточно пропустить поворот, и вы уже не сможете сориентироваться. Вот вам наш трек, самая главная часть.

Так что теперь мы были вооружены прописанным маршрутом. Очень хотелось пройти по самому берегу Атлантики, где песчаные дюны выходят к океану. Но для этого нужно чётко знать время прилива и отлива. Те, кто забывал об этом, не могли преодолеть 30-километровый участок шириной всего в несколько метров – их просто накрывало волнами. А иногда машины и вовсе тонули. Кроме того, европейцы писали, что южные районы довольно плотно заселены племенами химба, и это нужно учитывать. Хотя химба обычно и не проявляют агрессии, бывает всякое.

Племена химба очень дружелюбны. Мы тоже старались одарить всех, кого могли

На погранпереходе «Руакана» никого, кроме нас и пограничников. Парни скучают. Судя по всему, здесь проезжает всего несколько автомобилей в день. Сборы нужно оплатить в местной валюте, в ангольских кванзах, но обменника на границе нет. Ближайший в Лубанго, до которого почти тысяча километров. Нужно помнить, что в Анголе, как и во многих нестабильных экономиках, есть два курса: официальный и реальный. Официальный – около 400 кванз за доллар, реальный – около 600. С трудом мы уговорили взять намибийские доллары по официальному курсу, иначе просто не въехать. Но вот штампы проставлены, паспорта проверены – и мы в Анголе.

Жара и пустыня остались позади. Мы в тропиках на высоте 2000 метров. Из-за плотнейшего тумана пришлось остановиться и ждать, пока он немного рассеется

Ангольская глушь

Нас встречает грунтовка вполне приличного качества. Широкая и пустая. Всё не так плохо. Однако большая дорога скоро заканчивается, и трек ныряет в неприметную рощу. Сначала мы воспринимаем это как ошибку навигации, но нет, это как раз один из тех поворотов, о которых нас предупреждали в намибийском офф-роуд клубе. Без приборов его практически не обнаружить. На дороге повсюду пеньки от срубленных кустов. Рубили топором наискось, поэтому такая штука легко распорет шину. Буквально через мгновение рация оживает: «Ребята, тормозим, мы порвали покрышку». Только заехали – и минус колесо. Ремонт возможен только в Лубанго, до него по пути ничего не будет, а впереди длинный и очень непростой маршрут.

На дороге всё чаще появляются люди из племени химба. Одеты они в свои привычные одежды: женщины топлес, в бусах и юбках, а дети просто в набедренных повязках. Ах, какое это приятное зрелище после Эфиопии! Там наша поездка к якобы диким племенам мурси превратилась в сплошной фарс. Каждый «дикарь» понимал, что белому человеку нужно, поэтому все вокруг кричали: «Фото – файв бырр, видео – тэн бырр…» Бырр – это эфиопские деньги. В общем, ребята неплохо преуспели в коммерции.

Здесь же картина была совсем иной. Аборигены с опаской подходили к машинам и просто смотрели. Никто ничего не требовал и не говорил. Просто смотрели. По собственной воле мы раздавали детям ручки и тетрадки, а взрослым одежду, которую привезли специально. Было понятно, что белый человек здесь – настоящий эксклюзив.

Попадались и небольшие поселения химба. Сначала мы удивлялись: откуда у них такие аккуратные строения и новые ручные водокачки? Оказалось, всё это строилось в рамках программы Евросоюза, поэтому и выглядело хорошо. Кстати, воде из колонки мы были очень рады – в таких условиях её много не бывает. Весь день на термометре больше + 40 градусов, но к пяти вечера на всех трёх машинах появляется рекордная цифра – +50˚C! Но воздух довольно сухой, и мы уже адаптировались к жаре. Для полноценной работы кондиционера нужно, чтобы машина двигалась. Если остановиться хотя бы на пару минут, в салоне становится жарко.

Национальный парк "Иона". Вот так выглядит стирка на горячих источниках.

Мы постоянно пересекаем русла высохших рек, и судя по высоте берегов, в сезон дождей тут несладко – поток метровый глубины легко утащит за собой любой внедорожник. А сейчас тишину нарушают только скрип камней, по которым мы карабкаемся, да хруст сухих веток, оказавшихся на пути. Пейзаж крайне однообразен. За первый день наша команда преодолела 200 км, за второй – 150. Это с учётом того, что вставали мы в шесть утра, стартовали в восемь и ехали до заката. Причём к концу дня и водителей, и пассажиров изрядно мутило: вверх-вниз, вправо-влево, карабкаемся по камням... И всё повторяется снова и снова. Лагерь надо было ставить быстро, потому что солнце в этих краях падает за горизонт в мгновение ока. Иногда недалеко от палаток можно было обнаружить скорпионов, которых, последний раз, я видел в Средней Азии. Приходилось тщательно закрывать наши походные жилища, тем более что тут водятся не только скорпионы, но и змеи. В кустах появлялись химба, в основном подростки и женщины. Они смотрели на нас издалека, не рискуя подходить ближе сотни метров. На их лицах блуждали улыбки, и они увлечённо обсуждали наше появление. Осмотрев на одной из стоянок свой Hilux, я обнаружил, что выхлопная труба проржавела и отвалилась по сварному шву. Надо будет заварить в первом большом городе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Toyota C-HR. Экстравагантный Тизер Toyota C-HR. Экстравагантный Тизер

Стоит ли Toyota C-HR своих баснословных денег?

4x4 Club
«Девочки не кодят»: как IT-индустрия избавляется от стереотипов «Девочки не кодят»: как IT-индустрия избавляется от стереотипов

Гендерные предубеждения медленно, но верно разрушаются

Forbes
Peugeot 5008. Великая французская симуляция Peugeot 5008. Великая французская симуляция

Peugeot 5008 буквально напичкан опциями

4x4 Club
Дима Рыбин: про сексуальное воспитание детей в XXI веке и не только Дима Рыбин: про сексуальное воспитание детей в XXI веке и не только

«Смысл говорить, что порно – это жанр живописи, а секс – название сериала?»

Playboy
УАЗ «Патриот». Курочка по зёрнышку УАЗ «Патриот». Курочка по зёрнышку

Как показал себя в реальной эксплуатации автоматизированный УАЗ «Патриот»

4x4 Club
Как стать компетентным Как стать компетентным

Отрывок из книги «Ваш источник мотивации: Как захотеть сделать то, что нужно»

СНОБ
Suzuki SX4 Tabi. Кинотеатр «Пионер» Suzuki SX4 Tabi. Кинотеатр «Пионер»

Suzuki SX4 Tabi – хороший звук, приятный салон и отличный мотор

4x4 Club
Полезные фрукты, которые составят конкуренцию сладостям Полезные фрукты, которые составят конкуренцию сладостям

Представляем вам полный и честный обзор полезных свойств фруктов

Cosmopolitan
BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех

BMW X5 Diamond – эксклюзивный, мощный и статусный автомобиль

4x4 Club
Моментальное решение задач и почти абсолютная защита данных: как применяют квантовые технологии и в чём их недостатки Моментальное решение задач и почти абсолютная защита данных: как применяют квантовые технологии и в чём их недостатки

Обзор современных разработок и компаний, которые создают квантовые компьютеры

VC.RU
Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne

Стоит ли сейчас покупать Porse Cayenne?

4x4 Club
10 самых нелепых научных мифов 10 самых нелепых научных мифов

Эти нелепые утверждения зачастую выдают за проверенные факты

Популярная механика
Обновлённый Lexus RX. Дайте поговорить с Алисой Обновлённый Lexus RX. Дайте поговорить с Алисой

Кроссовер от Lexus заметно посвежел и обновил функционал

4x4 Club
11 интересных историй об изобретении 11 обыденных вещей 11 интересных историй об изобретении 11 обыденных вещей

Мы вспомнили истории вещей с действительно удивительными судьбами

Maxim
Как устроен туалет на глубине, в воздухе и в космосе: деликатный вопрос Как устроен туалет на глубине, в воздухе и в космосе: деликатный вопрос

Чем туалеты на специальном транспорте отличаются от современных уборных

Популярная механика
Диана Арбенина: «Семья — это наше равновесие» Диана Арбенина: «Семья — это наше равновесие»

Диана Арбенина — о качествах настоящего профессионала и главной асане в жизни

Yoga Journal
Порно и мороженое Порно и мороженое

Глобализация провалилась, и с этим трудно спорить

4x4 Club
Какие наши годы. Как современная медицина и косметология помогают быть вечно молодыми Какие наши годы. Как современная медицина и косметология помогают быть вечно молодыми

Индустрия красоты и косметологии предлагает новые программы омоложения

Forbes
Неувольняемые: кому всегда будут платить миллионы на рынке труда Неувольняемые: кому всегда будут платить миллионы на рынке труда

Навыки продуктивного нетворкинга станут ключевым преимуществом в бизнесе

Forbes
Миллиарды для «Яндекса» и риск ухода Apple: к чему приведет обязательная установка российских приложений на смартфоны Миллиарды для «Яндекса» и риск ухода Apple: к чему приведет обязательная установка российских приложений на смартфоны

Samsung, Huawei и Xiaomi согласились исполнять новый закон

Forbes
7 российских спектаклей XXI века в записи 7 российских спектаклей XXI века в записи

Спектакли, которые вы можете посмотреть их бесплатно прямо сейчас

GQ
Что такое «психологический возраст» и надо ли взрослеть? Что такое «психологический возраст» и надо ли взрослеть?

Что такое психологический возраст, каким он бывает и от чего зависит

Psychologies
Илья Варламов: Для чего развивать общественный транспорт Илья Варламов: Для чего развивать общественный транспорт

Одна из глав книга урбанистов Ильи Варламова и Максима Каца «100 советов мэру»

СНОБ
«Любовная» телепатия: могут ли влюбленные читать мысли друг друга «Любовная» телепатия: могут ли влюбленные читать мысли друг друга

Только откровенный разговор поможет по-настоящему понять друг друга

Psychologies
Слишком старая. За что осуждают Мадонну Слишком старая. За что осуждают Мадонну

Отрывок из книги «Слишком толстая, слишком пошлая, слишком громкая»

СНОБ
Дома поговорим: как пережить карантин и не развестись Дома поговорим: как пережить карантин и не развестись

В карантине многие пары оказываются в экстремальной ситуации

Forbes
«Ну просто копия Элвиса!»: внуки и правнуки звезд, унаследовавшие их черты «Ну просто копия Элвиса!»: внуки и правнуки звезд, унаследовавшие их черты

Некоторые дети позаимствовали черты от более дальних родственников

Cosmopolitan
В гостях у сказки В гостях у сказки

Марина Вакт о том, почему впервые прочитала сказку «Пиноккио», будучи взрослой

Grazia
Гулять, дышать, читать стихи Гулять, дышать, читать стихи

Три современных поэтов, близких нам по времени и пространству, чувствам и словам

Seasons of life
NASA отключило 17 лет изучавший Солнце орбитальный аппарат SORCE NASA отключило 17 лет изучавший Солнце орбитальный аппарат SORCE

Светимость Солнца на треть процента ниже, чем считалось

N+1
Открыть в приложении