1952: От Урала до Днепра
Тяжёлые мотоциклы в СССР в начале 50-х выпускали два завода, а вот лёгкая мототехника (меньше 100 см³) выпала из обоймы.

Перенос производства мотоциклов М-72 из Горького в Киев дался нелегко и растянулся на три года. Киевский мотозавод ещё в 1951 году прекратил производство лёгких мотоциклов К-1Б «Киевлянин», но изготовление сделанных на его базе трёхколёсных «инвалидок» К-1В продолжал до июля 1952 года (причём за полгода завод успел сделать 5002 трицикла).
Лишь в августе 1952 года на КМЗ начался монтаж технологических линий по производству двигателей и коробок передач М-72. Ходовую часть завод получил из Ирбита, и до конца года собрал 500 комплектных мотоциклов. Приспосабливая конструкцию машины к возможностям имеющегося станочного парка, специалисты КМЗ внесли в неё около 200 изменений — со временем такая «самодеятельность» приведёт к тому, что многие узлы двух советских оппозитов станут невзаимозаменяемыми. Затем два завода объединят усилия в создании унифицированной модели, потом пути конструкторов опять разойдутся, чтобы через несколько лет вновь озаботиться унификацией — и эта история будет длиться десятки лет, пока КМЗ не прекратит своё существование.

Производство «инвалидки» К1В первоначально хотели передать на Серпуховский мотозавод, но затем всё же взяла верх здравая идея, что наши инвалиды заслуживают более совершённой машины. Её проектирование началось в ЦКЭБ в 1951 году, в конце 1952 года началось серийное производство. Фактически С-1Л представлял собой примитивный трёхколёсный автомобильчик (тогда в ходу был термин «мотоколяска»), с 4‑сильным 125‑кубовым двухтактным двигателем типа М-1А в задней части. От двигателя шла цепная передача на блок, объединявший дифференциал и заднюю передачу. Стальные панели кузова крепились на трубчатой раме, обшивка дверей и верх — из брезента. В рессорных подвесках были использованы фрикционные амортизаторы, барабанные тормоза с механическим приводом — только на задние колёса. Машина весила всего 275 кг, но 4‑сильный двигатель не позволял развивать скорость более 30 км / ч. За характерную внешность с одной центральной фарой С-1Л получила прозвище «Циклоп». В широкую продажу эти машины не поступали: их выдавали инвалидам через органы социального обеспечения сроком на пять лет, после чего следовал капитальный ремонт, продлевавший её жизнь на 2,5 года, затем автомобильчик подлежал списанию и обязательной утилизации — поэтому сегодня С-1Л представляет большую редкость и неизменно вызывает интерес на выставках и парадах старины.

Начало изготовления С1Л привело к тому, что Серпуховский мотозавод, до этого служивший экспериментальной базой ЦКЭБ, был выведен из‑под его подчинения, и конструкторскому бюро пришлось создавать своё производство заново. Возможно, поэтому 1952 год не отмечен в его истории значительными достижениями. Продолжалась работа над армейским мотоциклом С-7В, рекордно-гоночными мотоциклами С-1В, С-3В и М-35К.