Мотоциклы для дальнобойного туризма по дорогам с твёрдым покрытием

МотоАвто

Два слоника

Текст Дениса Dean Панфёрова, фото Максима DeeTroy

Почему эта статья называется «Два слоника»? Потому что эмблема Cagiva — слоник, и оттиск этого логотипа есть на всех запасных частях Cagiva, а также очень долго встречался на деталях Ducati даже после смены владельца марки. Как напоминание о том, что когда‑то оба бренда принадлежали одной семье. Слева направо: Ducati Multistrada 950S, 2020 / 937 см³ / 113 л.с. / 227 кг, от 1 395 000 руб. Cagiva Navigator 1000, 2000 / 996 см³ / 99 л.с. / 225 кг, 200 000‑350 000 руб.

В классе «туристический эндуро» есть два подкласса — жёсткие мотоциклы для бездорожья с передним колесом на 21", большим дорожным просветом и внедорожными ходами могучих подвесок, и «плюшевые» с 19" передом и комфортом-ветрозащитой, предназначенными для дальнобойного туризма по дорогам с твёрдым покрытием. Cagiva Navigator стояла у истоков зарождения этого подкласса, Ducati Multistrada 950 — его типичный современный представитель.

Между Cagiva Navigator 1000, представленным миру в 2000 году и Ducati Multistrada 9502020 года лежит 20 лет развития и прогресса. Насколько далеко удалось уйти вверх по спирали эволюции?

Двигатель

Двигатели идеологически очень похожие. Дело в том, что успехи Ducati в мировом Супербайке конца 90‑х годов ХХ века вынудили двух японских производителей инвестировать в разработку 90‑градусых твинов объёмом 996 см3. Так появились Honda VTR1000F и Suzuki TL1000S, не являющиеся, конечно, точной копией Ducati 996, но повторяющие его в деталях — диаметр и ход поршней, степень сжатия, угол развала цилиндров. Примечательно, что до гонок мирового уровня эти разработки так и не дошли, а вот в гражданском применении стали популярными. Их устанавливали и в дорожные мотоциклы, и в туристические эндуро тоже — Honda Varadero и Suzuki V-Strom.

Этот «сузучий» литровый мотор и стоит в «Навигаторе». В варианте для спортбайка TL1000R он выдавал 135 сил при степени сжатия 11,7:1, но для турэндуро его дефорсировали до 99 сил, уменьшив степень сжатия до 11,3:1 и изменив программу управления впрыском. Более тяжёлый коленчатый вал сделал повадки мотора более гражданскими — он плавнее реагирует на поворот ручки газа и стабильнее работает на низких оборотах — инерции маховика хватает, чтобы не заглохнуть при движении в натяг.

Но полностью убить все спортивные повадки «злого литра» не удалось. При неосторожном обращении с ручкой газа можно сорвать заднее колесо в юз, оторвать переднее на полметра от асфальта на первой передаче, а также исполнить в повороте лоусайд, или хайсайд — на выбор. По сути двигатель плюшевым и туристическим является только на бумаге, в реальной жизни это такой грубоватый мужлан из рабочего района, который сначала в репу даст, а уже потом будет разбираться, из‑за чего был весь сыр-бор.

Наличие впрыска не отменяет рычажка подсоса, который нужно вытягивать на себя при холодном старте. Но заводится мотоцикл легко и охотно, прогревается быстро и практически сразу готов отправляться в дорогу. Убираем подсос, выжимаем туговатый рычаг сцепления с тросовым приводом и включаем первую. Ничего необычного — передач в коробке шесть, переключаются они чётко и вверх, и вниз, естественно, нет ни квикшифтера, ни сцепления с обратной пробуксовкой — всё вручную: вверх со сбросом газа, вниз с выжимом сцепления и перегазовками. Олдскул.

Стрелку спидометра удалось догнать до конца шкалы и положить на отметку «240», но спидометр едущей сзади Мультистрады при этом показывал намного меньше — всего 223 км/ ч.

У мотора Ducati Testatretta тоже гоночных хромосом хватает. Он чуть меньше по объёму (937 против 996 см3), но сильнее поджат по степени сжатия (12,6:1 против 11,3:1) и развивает уже не 99, а 113 сил. Естественно, никакого подсоса нет — всё управление мотором доверено электронике, даже от ручки газа никакие тросики к дросселю не идут: просто стоит реостат, сообщающий компьютеру на какой угол и с какой скоростью вы ручку повернули, а уж компьютер за вас решает, на сколько и как быстро открывать дроссели, а также сколько надо лить бензина в цилиндры.

На страже срыва заднего колеса в занос стоит настраиваемая противобуксовочная система, есть сцепление с обратной пробуксовкой, позволяющее безболезненно отщёлкать перед поворотом вниз 2‑3 передачи и просто бросить рычаг сцепления, есть также анти-вилли. По повадкам своим это уже не мужлан, а интеллигент, который перед тем, как разбить морду, возьмёт у вас письменное согласие на нанесение увечий средней степени тяжести. Но стоит отметить, что интеллигент этот современный, не пренебрегающий силовыми и кардиотренировками в спортивном зале.

Переключаться вверх и вниз можно без выжима сцепления — за тебя всю работу по синхронизации угловых скоростей валов в коробке передач сделает квикшифтер. По сути сцепление нужно только чтобы тронуться с зелёного светофора и поймать нейтраль на светофоре красном. Рычаг мягкий, с гидравлическим приводом.

Максимальная скорость, показанная Ducati, была 229 км/ ч по приборке. Со старта мотоциклы разгоняются очень похоже примерно до 180 км/ ч, потом современный мотоцикл постепенно уходит вперёд за счёт более мощного мотора. Но разница не глобальная. Сразу и не скажешь, что между ними 20 лет.

Подвески

В подвесочном департаменте прогресс заметён сильнее. Мало того, что у Ducati перевёрнутая вилка с перьями диаметром 48 мм против обычного 45‑миллиметрового телескопа Cagiva, так ещё и перевёртыш этот снабжён электронной регулировкой Ducati Skyhook Suspension Evo (DSS), подстраивающей характеристики подвески под состояние дороги, ваш стиль вождения и ваши предпочтения по комфорту.

Вилка на Ducati монументальнее и жёстче, задний маятник тоже жёстче и выглядит солиднее. Ходы подвесок в пользу мотоцикла из Болоньи — у него 170 / 170 миллиметров перед / зад, а у Cagiva 150 / 160 мм. Для туристическго эндуро «Навигатор» рулится неплохо, но «Мультик» едет увереннее и в скоростных поворотах на асфальте, и по грунтовке тоже. Он ощущается более собранным и монолитным, на нём проще ехать быстро и резко менять направление движения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ниже солнца, выше воды Ниже солнца, выше воды

Беспилотное судно с почти неограниченным запасом хода

Популярная механика
«Шапокляк — это полный антипод моей тещи» «Шапокляк — это полный антипод моей тещи»

Беседа с патриархом отечественной мультипликации Леонидом Шварцманом

Огонёк
Коллеги Коллеги

Сравниваем Kawasaki Z900RS и Yamaha XSR900

Мото
Как спрятать похмелье на работе? 5 верных способов Как спрятать похмелье на работе? 5 верных способов

Похмелье на работе — так себе ситуация

Playboy
Из прошлого в будущее Из прошлого в будущее

Попытка выразить преклонение перед мотоциклами бренда MV Agusta

Мото
Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок» Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок»

Светлана Миронюк — о работе и её будущем

РБК
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Малкович, Бонем Картер и еще 6 актеров, которых прославили роли злодеев Малкович, Бонем Картер и еще 6 актеров, которых прославили роли злодеев

8 артистов, которым лучше всего удаются преступники и монстры

РБК
От озера до озера От озера до озера

Путешествие от озера Абрау-Дюрсо до Байкала на мотоциклах

Мото
Как четыре советских солдата 49 дней выживали на дрейфующей в океане барже с трехдневным запасом еды Как четыре советских солдата 49 дней выживали на дрейфующей в океане барже с трехдневным запасом еды

Об этой истории сложены песни, написаны стихи и снят фильм «49 дней»

Maxim
Чудо света Чудо света

Путеводитель по самым хайповым местам на планете

Playboy
Чай, «Новичок» и другие яды России Чай, «Новичок» и другие яды России

Загадочные отравления в России

СНОБ
Школа милиции Школа милиции

Что общего у этих двух, таких разных мотоциклов?

Мото
Бежать нельзя остановиться. Почему спорт — это не панацея в борьбе со стрессом Бежать нельзя остановиться. Почему спорт — это не панацея в борьбе со стрессом

Почему спорт может стать не спасением, а источником стресса

Forbes
Сокровища морей Сокровища морей

Многие исторические ценности до сих пор остаются на морском дне

Вокруг света
«Не стремлюсь к замужеству, но важно, чтобы мужчина его предложил» «Не стремлюсь к замужеству, но важно, чтобы мужчина его предложил»

Патриархальные ценности все еще влияют на жизнь женщины

Psychologies
Напугать до смерти! Самый отвратительный аттракцион в мире Напугать до смерти! Самый отвратительный аттракцион в мире

«Мак-Кейми Менор» — аттракцион, который считается одним из самых страшных в мире

Cosmopolitan
Вокруг света с Алексеем Камерзановым. Габон Вокруг света с Алексеем Камерзановым. Габон

Это Габон, месье!

4x4 Club
Красные глаза, таблетки: за что могут лишить прав Красные глаза, таблетки: за что могут лишить прав

Водитель остался без удостоверения, сев за руль после приема антидепресантов

РБК
Кто делает одежду с полумесяцами, в которой ходят Бейонсе и Изабель Юппер Кто делает одежду с полумесяцами, в которой ходят Бейонсе и Изабель Юппер

Полумесяц — самый вирусный принт 2020 года

РБК
Не прячь улыбку! Не прячь улыбку!

Брекеты у подростков и людей среднего возраста уже давно никого не удивляют

Лиза
Отцвела Советская Беларусь Отцвела Советская Беларусь

Виктор Лошак: «До соседней страны дошла перестройка»

Огонёк
Страшно любопытно: что внутри марсохода Curiosity Страшно любопытно: что внутри марсохода Curiosity

Он ползает по поверхности Марса вот уже восемь лет!

Популярная механика
Ловушка для строителей: почему переход на эскроу-счета привел к снижению ввода жилья Ловушка для строителей: почему переход на эскроу-счета привел к снижению ввода жилья

Какие меры необходимо принять для отладки системы эскроу-счетов

Forbes
Загадки исчезнувшей цивилизации Загадки исчезнувшей цивилизации

800 лет назад на месте современного Татарстана располагалась Волжская Булгария

Дилетант
Врачебная тайна: стоит ли родителям знать о подростках все Врачебная тайна: стоит ли родителям знать о подростках все

Должны ли родители быть уведомлены об оказанной подростку медицинской помощи?

Psychologies
Иконоборцы: страх перед искусством Иконоборцы: страх перед искусством

Cуть иконоборческого спора только кажется простой

Weekend
Слишком устала Слишком устала

Как отличить астению от недосыпа и усталости

Добрые советы
Особая прочность: как изобрели джинсы Особая прочность: как изобрели джинсы

Классическая история изобретения джинсов – миф чистейшей воды.

Популярная механика
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Открыть в приложении