Как начиналось серийное производство спортивных мотоциклов в СССР

МотоАвто

1948: за советский спорт

Мотоциклетная промышленность СССР продолжала расти – и начала серийное производство спортивных мотоциклов.

Текст Александра Воронцова

В начале 1948 года Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта принял решение: отныне в спортивных соревнованиях и рекордных заездах на территории СССР могут участвовать только мотоциклы советского производства. Значение этого постановления и для нашего спорта, и для развития нашей мотопромышленности трудно переоценить.

Начнём с плюсов. Теперь спортсмены были поставлены в более-менее равные условия: исчезла фора для обладателей иностранной гоночной техники (в 1946–1947 годах почти все чемпионаты были выиграны на иномарках). Мотозаводы, получив строгие указания Главмотовелопрома, развернули серийное производство спортивных мотоциклов – счёт вскоре пошёл на десятки машин.

Производство мотоциклов в СССР в 1947 году

Теперь про минусы. Конечно, и десятков мотоциклов на всех не хватало. Сразу же сложились три касты спортсменов. Первая – гонщики из богатых клубов и заводских команд, которые получали сделанную на заказ технику либо машины мелкосерийного производства. Например, сразу стало ясно, что у более-менее массового ИЖ-350‑С нет никаких шансов против М-35, коих было сделано всего два десятка. Поэтому пришлось принять экстравагантное решение: к массовым мотокроссам спортивные мотоциклы не допускались! Причём понятие «спортивный» раздавалось довольно произвольно: М-35 спортивным считался, а ИЖ-350‑С – нет!

Вторая каста – те спортсмены, которым доставались выпущенные на мотозаводах серийные спортивные мотоциклы. И третья, самая многочисленная – те, кто самостоятельно переделывал стандартные дорожные мотоциклы. Книги по мотоциклам той поры пестрят советами по приспособлению М1А или М-72 для спортивных трасс.

Конечно, гонщики хитрили как могли. Не случайно в те годы отмечен прямо‑таки всплеск технического творчества. И, хотя правила были строги и комиссии боролись с использованием даже импортных комплектующих, порой они закрывали глаза на то, что в самоделке именитого спортсмена явственно проступали черты BMW или NSU…

Увы, запрет на использование импортной техники привёл к снижению конкурентной борьбы конструкторов. Зачем стараться, если соревноваться предстоит с самим собой? Да и как создавать совершенные гоночные машины, если родная неповоротливая промышленность не спешит исполнять заказы на изготовление специальных шин, свечей и карбюраторов? Через десяток лет это приведёт к тому, что наших ведущих мотоспортсменов придётся пересаживать на технику чешского производства.

Но нет правил без исключений. Спроектированный в Германии немецкими конструкторами, изготовленный руками немецких рабочих мотоцикл, в котором не было ни одной детали советского производства, тем не менее считался советским и на этом основании имел полное право принимать участие в местных соревнованиях. Речь, конечно, про ГК-1, плод КБ-10 из города Хемниц. Поскольку эта организация была подчинена Главмотовелопрому, то и её продукция, получалось, под запрет импорта не попадала. В первой половине 1948 года четыре изготовленные в Германии машины (три 350‑кубовые и одну 250‑кубовую) привезли в СССР: две на Московский мотозавод (который как бы «крышевал» КБ-10) и по одной в спортклубы «Трудовые резервы» и «Динамо». И началось… Двигатели с противоположно движущимися поршнями славятся хроническими прогарами выпускных поршней. Конструктор и гонщик Московского мотозавода Игорь Иванович Окунев, который взял шефство над доработкой этих машин, колдовал с составом топливной смеси, регулировкой карбюратора, формой дефлекторов для впускного ресивера – и всё равно, по его воспоминаниям, извёл целый ящик запасных поршней. В конце концов он нашёл способ пройти дистанцию: временно выключать кнопкой зажигание для дополнительного охлаждения прокачанной через цилиндры смесью.

Советско-германский ГК-1.

Впрочем, КБ-10 занималось не только гоночными мотоциклами. В том же 1948 году оно разработало два дорожных мотоцикла класса 350 см³ – С-5‑М и С-6‑М. «Шестёрка» стала развитием мотоцикла ИЖ-350: такая же ходовая часть, с добавлением свечной задней подвески, и оригинальный двигатель – двухцилиндровый, двухтактный, мощностью 13 л.с. Два цилиндра отлиты в одном блоке, но с просветом между цилиндрами для лучшего охлаждения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дисбаланс Дисбаланс

Обзор родстера Ducati Scrambler 1100

Мото
Забывание сработало по принципу «все или ничего» и не повлияло на точность памяти Забывание сработало по принципу «все или ничего» и не повлияло на точность памяти

Ассоциирование помогло запомнить событие в целом, но детали забылись

N+1
Вон куда заехал Вон куда заехал

Редкую вещицу порой удается встретить, где абсолютно ее не ждешь

Автопилот
Как мотивировать команду работать в стрессовых условиях Как мотивировать команду работать в стрессовых условиях

В жизни стартапа бывают моменты, когда всей команде приходится работать на износ

Inc.
Было бы желание! Было бы желание!

Женское либидо – штука хрупкая, ненадежная

Лиза
9 языков программирования, которые помогут зарабатывать до $150 тыс. в год 9 языков программирования, которые помогут зарабатывать до $150 тыс. в год

Рейтинг языков программирования по возрастанию дохода

Inc.
Начало начал Начало начал

С чего начиналась карьера мотогонщика Валентино Росси

Мото
Архитекторы, которым не заплатили Архитекторы, которым не заплатили

Коварные заказчики и исполнители-альтруисты

Культура.РФ
Низкие налоги, круглосуточные магазины и все опаздывают: почему иностранцам нравится работать в России Низкие налоги, круглосуточные магазины и все опаздывают: почему иностранцам нравится работать в России

Почему не стоит забывать о том, что Россия — страна карьерных возможностей

Forbes
Электростанция внутри: что такое митохондрии и чем они важны Электростанция внутри: что такое митохондрии и чем они важны

Внутри тела скрыт источник энергии, от которого зависит наше здоровье

Psychologies
Яйцеклетки человека оказались разборчивы в выборе сперматозоидов Яйцеклетки человека оказались разборчивы в выборе сперматозоидов

Оказывается, яйцеклетки избирательно притягивают к себе сперматозоиды

N+1
«Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум» «Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум»

Все то, что мы называем человеческим, было предвосхищено неживой материей

N+1
«Детские» русские традиции «Детские» русские традиции

Как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик?

Культура.РФ
Опять залип... Опять залип...

Детей сегодня не оторвать от планшета, жалуются родители

Лиза
Нужны ли HoReCa премиальные продукты? Нужны ли HoReCa премиальные продукты?

Есть ли у ресторанной отрасли возможность работать с продуктами класса премиум?

Bones
Физики нашли способ обнаружить нарушение четности в молекулах Физики нашли способ обнаружить нарушение четности в молекулах

Для обнаружения нарушений в молекулах хватит чувствительности нынешних приборов

N+1
Голодные игры: звезды, которые сидели на опасных диетах ради славы Голодные игры: звезды, которые сидели на опасных диетах ради славы

Как худели знаменитости: стоит ли голодать и какие у этого последствия?

Cosmopolitan
Павел Пригара Павел Пригара

Экс-чиновник и бизнесмен стал главным арт-менеджером Петербурга

Собака.ru
Планетарная оборона: что делать, если на нас летит астероид Планетарная оборона: что делать, если на нас летит астероид

Наша планета несчетное число раз сталкивалась с астероидами и кометами

Популярная механика
Сезонное предложение Сезонное предложение

Какие летние продукты помогут сохранить стройность и зарядиться энергией

Лиза
«Я за свою ошибку заплатил сполна»: главред «Медузы» Иван Колпаков впервые рассказал свою версию инцидента с харассментом «Я за свою ошибку заплатил сполна»: главред «Медузы» Иван Колпаков впервые рассказал свою версию инцидента с харассментом

Иван Колпаков прокомментировал обвинения в харрассменте

Esquire
Гладиатор из Освенцима Гладиатор из Освенцима

Саламо Арух — двухсоткратный чемпион Освенцима по боксу

Maxim
Летняя резиденция Летняя резиденция

Интерьеры суперъяхты M/Y Dream: 106 метров и 6 палуб абсолютного дизайна

SALON-Interior
Сергей Кутовой Сергей Кутовой

Блогер пережил страшное ДТП, но вышел из ситуации победителем

Собака.ru
Восприятие двумерной проекции обогнало понимание трехмерной формы Восприятие двумерной проекции обогнало понимание трехмерной формы

Трехмерный объект воспринимается практически сразу же при взгляде на объект

N+1
Кризис мотивирует нас развиваться Кризис мотивирует нас развиваться

Как пережить период, когда ясно, что так, как прежде, уже не будет

Psychologies
«Я шел к этому двадцать лет» «Я шел к этому двадцать лет»

Актер Максим Лагашкин о любимых ролях и о том, как ему удается всё успевать

OK!
Почему мужчины нас не понимают и как это изменить Почему мужчины нас не понимают и как это изменить

Как партнер воспринимает наше поведение и что мы можем изменить?

Psychologies
Извержение вулкана на Аляске ускорило падение Римской республики Извержение вулкана на Аляске ускорило падение Римской республики

Как извержение вулкана повлияло на политические процессы в Древнем Риме

Популярная механика
5 признаков, что тебе пора увольняться из компании, где ты сейчас работаешь 5 признаков, что тебе пора увольняться из компании, где ты сейчас работаешь

Задумайся о смене работы, если на кону твое благополучие

Playboy
Открыть в приложении