Как начиналось серийное производство спортивных мотоциклов в СССР

МотоАвто

1948: за советский спорт

Мотоциклетная промышленность СССР продолжала расти – и начала серийное производство спортивных мотоциклов.

Текст Александра Воронцова

В начале 1948 года Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта принял решение: отныне в спортивных соревнованиях и рекордных заездах на территории СССР могут участвовать только мотоциклы советского производства. Значение этого постановления и для нашего спорта, и для развития нашей мотопромышленности трудно переоценить.

Начнём с плюсов. Теперь спортсмены были поставлены в более-менее равные условия: исчезла фора для обладателей иностранной гоночной техники (в 1946–1947 годах почти все чемпионаты были выиграны на иномарках). Мотозаводы, получив строгие указания Главмотовелопрома, развернули серийное производство спортивных мотоциклов – счёт вскоре пошёл на десятки машин.

Производство мотоциклов в СССР в 1947 году

Теперь про минусы. Конечно, и десятков мотоциклов на всех не хватало. Сразу же сложились три касты спортсменов. Первая – гонщики из богатых клубов и заводских команд, которые получали сделанную на заказ технику либо машины мелкосерийного производства. Например, сразу стало ясно, что у более-менее массового ИЖ-350‑С нет никаких шансов против М-35, коих было сделано всего два десятка. Поэтому пришлось принять экстравагантное решение: к массовым мотокроссам спортивные мотоциклы не допускались! Причём понятие «спортивный» раздавалось довольно произвольно: М-35 спортивным считался, а ИЖ-350‑С – нет!

Вторая каста – те спортсмены, которым доставались выпущенные на мотозаводах серийные спортивные мотоциклы. И третья, самая многочисленная – те, кто самостоятельно переделывал стандартные дорожные мотоциклы. Книги по мотоциклам той поры пестрят советами по приспособлению М1А или М-72 для спортивных трасс.

Конечно, гонщики хитрили как могли. Не случайно в те годы отмечен прямо‑таки всплеск технического творчества. И, хотя правила были строги и комиссии боролись с использованием даже импортных комплектующих, порой они закрывали глаза на то, что в самоделке именитого спортсмена явственно проступали черты BMW или NSU…

Увы, запрет на использование импортной техники привёл к снижению конкурентной борьбы конструкторов. Зачем стараться, если соревноваться предстоит с самим собой? Да и как создавать совершенные гоночные машины, если родная неповоротливая промышленность не спешит исполнять заказы на изготовление специальных шин, свечей и карбюраторов? Через десяток лет это приведёт к тому, что наших ведущих мотоспортсменов придётся пересаживать на технику чешского производства.

Но нет правил без исключений. Спроектированный в Германии немецкими конструкторами, изготовленный руками немецких рабочих мотоцикл, в котором не было ни одной детали советского производства, тем не менее считался советским и на этом основании имел полное право принимать участие в местных соревнованиях. Речь, конечно, про ГК-1, плод КБ-10 из города Хемниц. Поскольку эта организация была подчинена Главмотовелопрому, то и её продукция, получалось, под запрет импорта не попадала. В первой половине 1948 года четыре изготовленные в Германии машины (три 350‑кубовые и одну 250‑кубовую) привезли в СССР: две на Московский мотозавод (который как бы «крышевал» КБ-10) и по одной в спортклубы «Трудовые резервы» и «Динамо». И началось… Двигатели с противоположно движущимися поршнями славятся хроническими прогарами выпускных поршней. Конструктор и гонщик Московского мотозавода Игорь Иванович Окунев, который взял шефство над доработкой этих машин, колдовал с составом топливной смеси, регулировкой карбюратора, формой дефлекторов для впускного ресивера – и всё равно, по его воспоминаниям, извёл целый ящик запасных поршней. В конце концов он нашёл способ пройти дистанцию: временно выключать кнопкой зажигание для дополнительного охлаждения прокачанной через цилиндры смесью.

Советско-германский ГК-1.

Впрочем, КБ-10 занималось не только гоночными мотоциклами. В том же 1948 году оно разработало два дорожных мотоцикла класса 350 см³ – С-5‑М и С-6‑М. «Шестёрка» стала развитием мотоцикла ИЖ-350: такая же ходовая часть, с добавлением свечной задней подвески, и оригинальный двигатель – двухцилиндровый, двухтактный, мощностью 13 л.с. Два цилиндра отлиты в одном блоке, но с просветом между цилиндрами для лучшего охлаждения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Катаклизм Катаклизм

Тайваньская шинная компания Kenda замахнулась на святое

Мото
В зеркале чужих взглядов В зеркале чужих взглядов

Мы все нуждаемся в оценках окружающих, в их реакциях на наши слова и поступки

Psychologies
Автосохранение Автосохранение

Проекты советских гаражей столетней давности

Автопилот
«Он спасает планету»: эксклюзивное интервью матери Илона Маска — о детстве миллиардера, запуске Crew Dragon и счастье в 70 лет «Он спасает планету»: эксклюзивное интервью матери Илона Маска — о детстве миллиардера, запуске Crew Dragon и счастье в 70 лет

Мэй Маск о том, как ушла с тремя детьми от мужа и о детстве Илона Маска

Forbes
Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
1949: Новые задачи 1949: Новые задачи

Оказалось, что и плановая экономика иногда способна быстро менять планы

Мото
Audi представила обновленный кроссовер Q5 Audi представила обновленный кроссовер Q5

Состоялась премьера обновленного кроссовера Audi Q5

РБК
«Быть девочкой уже считалось недостатком». История кореянки, которая пошла против традиций «Быть девочкой уже считалось недостатком». История кореянки, которая пошла против традиций

Таэ Юн Ким пережила тяжелое детство, но смогла выжить и стать сильнее

Forbes
Стимуляция гипоталамуса ввела мышей в оцепенение Стимуляция гипоталамуса ввела мышей в оцепенение

Нейроны, обеспечивающие спячку, есть даже у тех, кто никогда в нее не впадает

N+1
Что такое «социальный статус» слова Что такое «социальный статус» слова

Как изменения в языке отражаются на нас

СНОБ
Шесть уровней привязанности по Ньюфелду Шесть уровней привязанности по Ньюфелду

Стремление к близости и способность к отношениям развиваются по мере взросления

Psychologies
Монстр на колесах: на что способен самый большой в мире грузовик Монстр на колесах: на что способен самый большой в мире грузовик

Он размером с большой дом, а в его кузове поместится детская площадка

Популярная механика
Что любил есть Маяковский? Что любил есть Маяковский?

«Ешь ананасы, рябчиков жуй» — и не только

Культура.РФ
Как говорить с детьми о новом партнере Как говорить с детьми о новом партнере

Когда и как представить друг другу самых важных людей в вашей жизни?

Psychologies
Почему PlayStation 5 не поразила нас до глубины души, как мы этого ожидали Почему PlayStation 5 не поразила нас до глубины души, как мы этого ожидали

Совсем скоро игровой процесс изменится кардинально

GQ
Арсенал Арсенал

Анализируем «боевую» технику недонаступившего сезона MotoGP

Мото
Униформа в моде и современной культуре Униформа в моде и современной культуре

За что рынок моды так любит спецодежду?

СНОБ
Начало начал Начало начал

С чего начиналась карьера мотогонщика Валентино Росси

Мото
Едят жир и худеют: звезды, которые выбрали кетодиету Едят жир и худеют: звезды, которые выбрали кетодиету

Эти знаменитости, сидящие на «кето», добились прекрасных результатов

Cosmopolitan
«У нас прирост на 400%». Как «Кинопоиск», IVI, Start и Premier подняли бизнес во время пандемии «У нас прирост на 400%». Как «Кинопоиск», IVI, Start и Premier подняли бизнес во время пандемии

Как изменилась аудитория крупнейших онлайн-кинотеатров

Forbes
Сколько оперативной памяти нужно для компьютерных игр? Сколько оперативной памяти нужно для компьютерных игр?

Вопрос для геймера: хватит ли 8 Гбайт или заряжаться сразу под 32?

CHIP
Кино шума и времени Кино шума и времени

Ксения Рождественская о Шанталь Акерман

Weekend
Праведный гнев Спайка Ли: как «Пятеро одной крови» оказались предчувствием #BlackLiveMatters Праведный гнев Спайка Ли: как «Пятеро одной крови» оказались предчувствием #BlackLiveMatters

Как режиссер Спайк Ли попал в контекст народных волнений в США

Forbes
Красная книга: редкие автомобили на дорогах советской Москвы Красная книга: редкие автомобили на дорогах советской Москвы

Смотрите нашу подборку редких фотографий автомобилей СССР

Популярная механика
Бумажный флуоресцентный сенсор определил рекордно низкую концентрацию углекислого газа Бумажный флуоресцентный сенсор определил рекордно низкую концентрацию углекислого газа

Бумажный сенсор, способный детектировать концентрации углекислого газа

N+1
Большая корпорация или маленький бизнес: какая работа подходит тебе по характеру Большая корпорация или маленький бизнес: какая работа подходит тебе по характеру

Займись тем, что тебе нравится, там, где тебе будет комфортно работать

Cosmopolitan
«Древо жизни»: почему нам важно знать историю своего рода «Древо жизни»: почему нам важно знать историю своего рода

О том, почему нам нужно знать о собственных корнях

Psychologies
Терраса на крыше, бассейн и парк для горожан: «Яндекс» показал свой новый офис Терраса на крыше, бассейн и парк для горожан: «Яндекс» показал свой новый офис

«Яндекс» построит себе новую штаб-квартиру на юго-западе столицы

Forbes
Екатерина Дабижа: «У меня есть захватывающая история, которую я просто не могу не рассказать» Екатерина Дабижа: «У меня есть захватывающая история, которую я просто не могу не рассказать»

Все люди разные, поэтому важно подать им не просто сахар на тарелке

Bones
Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями» Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями»

Зиннят Акбашев никогда не мечтал о карьере в ресторанном бизнесе

Bones
Открыть в приложении