Гроза в никуда
На интернет-платформе ТНТ Premier вышел фильм Григория Константинопольского «Гроза» по мотивам классической пьесы Александра Островского. Почти не меняя знаменитые монологи, режиссер перенес действие пьесы середины XIX века в современную Россию — это оказалось совсем не трудно.
Режиссер Григорий Константинопольский, руководствуясь грустным афоризмом Столыпина «за 10 лет в России меняется все, а за 200 — ничего», не долго мудрствовал с поиском натуры. «Волжский город Калинов» снимается в сегодняшнем Ярославле; колокольный звон, старая пристань с ржавыми катерами и песни Любови Успенской как могут «подпевают» классической русской трагедии. Грубый самодур — мэр Дикой (Алексей Макаров) чувствует себя в городе единоличным хозяином, под его крылом процветают неизменные спутники российской бюрократии —кумовство и коррупция. Владелица ресторана Кабаниха (Виктория Толстоганова) — гротескная «сильная женщина», подавляющая все живое, до чего может дотянуться ее властная рука, блюдущая нелепейшие традиции, которые заменяют ей материнские чувства, движения души и человеческие порывы. Виктория Толстоганова рассказывает, что режиссер во время съемок просил ее представить, будто «внутри у нее — палка». Действительно, неестественно прямая фигура Кабанихи и ее жесткий взгляд символизируют несгибаемую веру в собственную правоту и безупречность образа жизни и мыслей. Ничто не способно ее поколебать — ни явное несчастье сына, ни бесконечное отдаление дочери, ни даже бездыханное тело затравленной Катерины (Любовь Аксенова): «Полно, о ней плакать-то — грех». Мертвая улыбка Кабанихи резюмирует свою правоту над побежденной невесткой: «Ну что, сынок, куда воля-то ведет! Говорила тебе, а ты не слушал…»
Образ странницы Феклуши (Мария Шалаева) — у Константинопольского она победительница «Битвы экстрасенсов», любимейшего народом фейк-телешоу — концентрирует в себе невытравленное за 150 лет дикое суеверие, парадоксально сросшееся с современными медиаприемами. Чем нелепее чушь, которую вещает Феклуша, тем она более медийна — вокруг концентрируются телекамеры, микрофоны, толпы довольных слушателей. Нью-Феклуша эксплуатирует любимую тему популистов, живописуя ужасы «про заграницу», «где люди с песьими головами»; в финале она и вовсе, под жадные щелканья фотоаппаратов,