А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска?

МотоАвто

В одну реку

А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска? Для чего? Чтобы проследить, как развивалась конструкторская идея, что изменилось в лучшую сторону, что осталось неизменным, а что стало хуже. Для того, чтобы понять, как эволюционировал класс. Этим материалом мы открываем новую рубрику «Эволюция».

Текст Дениса Dean Панфёрова. Фото Максима DeeTroy

Слева направо: BMW F900XR 2020 / 895 см³ / 105 л.с. / 219 кг от 898 000 руб., Husqvarna Nuda 900 2012 / 898 см³ / 105 л.с. / 193 кг 350 000–500 000 руб.

Начнём мы повествование с 2006 года, когда в модельном ряду BMW появились мотоциклы с рядной «двойкой» объёмом 800 см3: F800S и F800ST. Это был плод сотрудничества BMW и австрийской компании Rotax, которая делала для них моторы. Сам по себе этот двигатель был интересен схемой гашения вибраций: вместо балансирных валов, которые обычно применяются в подобных конструкциях, здесь сделали третий шатун и закрепили на нём груз, примерно равный весу двух действующих поршней. Цилиндры смотрят вверх, балансирующий груз висит внизу. Ходят они навстречу друг другу, что напоминает оппозитный двигатель, в котором по определению отсутствуют вибрации первого порядка. Похожее решение, только не с грузом, а с полноценным балансирующим поршнем, движущимся в оппозитном цилиндре, сейчас применяется на скутерах Yamaha T-Max и SYM Maxsym TL.

В 2008 году к F800S и F800ST с алюминиевой диагональной рамой добавились внедорожные F800GS и F650GS (моторы у них были одного объёма, но для модели «650» его дефорсировали и поставили подвески попроще). На «гусях» уже была стальная трубчатая рама «птичья клетка». В 2009 году появился F800R – нейкед с рамой от S и цепной передачей от GS (на S и ST привод осуществлялся зубчатым ремнём).

В 2013 году боковой пластик F800ST замкнули под мотором, сделали стекло повыше и добавили кофры в штатную комплектацию. Появился F800GT.

В таком виде с небольшими доработками по части дизайна семейство F просуществовало до 2017 года, когда BMW полностью отказался от австрийских моторов Rotax, отличавшихся надёжностью, но обладавших малой удельной мощностью и неприятным зудом, передаваемым на руль и подножки на типичных для автобанов скоростях 120–140 км / ч. Идеально сбалансированная в теории схема построения мотора на практике оказалась не лишена недостатков.

В 2018 году на смену австрийским восьмисоткам пришли 850‑кубовые моторы собственной разработки, производство которых было налажено в Китае на заводе Loncin. Вместе с моторами поменялся и весь мотоцикл, причём это было не косметическое изменение, а совершенно новая конструкция: диагональная рама, сваренная из стальных штамповок, бак между рулём и сиденьем, а не под сиденьем, как было на F800, новый маятник и совершенно новый дизайн. Первыми были F850GS и F750GS, у которых одинаковые моторы, но разное оснащение. Через два года к ним добавились F900R и F900XR с немного подросшим рабочим объёмом, коваными поршнями и увеличенной степенью сжатия.

А при чём тут Husqvarna? Дело в том, что BMW в 2007 году выкупил у Клаудио Кастильоне этот бренд. Для чего? Этого на данный момент никто объяснить не может. Тем не менее немалые деньги в развитие модельного ряда итальянской марки были вложены. За основу брались немецкие платформы с двигателями от G450X, F650GS и F800GS, но по части дизайна и применяемых компонентов итальянцев никто не стал ограничивать. Может быть, в этом и заключалась идея сделки: взбодрить и освежить немного модельный ряд, погрязший в традиционализме и немецкой прагматичности. Итогом работы стали TR650 в двух исполнениях Terra и Strada, они построены на базе G650GS, и Nuda 900, являющаяся компиляцией рамы от F800GS с маятником и колёсами от F800R.

Эти мотоциклы производились на заводе Husqvarna около озера Комо всего два года (2012 и 2013), а в 2013 году BMW неожиданно избавилась от итальянского актива, в который было вложено немало денег, продав его австрийцу Штефану Пиереру, который на тот момент уже владел 51 % акций КТМ. Так Husqvarna попала под влияние австрийской марки, купившей сам бренд, но не взявшей итальянский завод в придачу. Производство старых моделей, созданных в сотрудничестве с BMW, было одномоментно остановлено.

Кроме разработки собственного дизайна и доработки подвесок, итальянцам разрешили залезть в мотор, чего сама BMW не делала ни разу за всё время существования серии F800 с 2006 по 2017 год. И плодом этого «залезания» стал двигатель, радикально отличающийся по своим характеристикам от первоисточника. После увеличения диаметра цилиндра и хода поршня рабочий объём увеличился с 798 см3 до 898 см3, мощность выросла с 86 до 105 л.с., но главное, удалось избавиться от неприятного зуда. В новом коленвале шейки развели на 45 градусов, придав небольшую неравномерность вспышкам. Двигатель по характеру, да и по звуку тоже, стал напоминать харлеевский V-твин с развалом цилиндров 45o. При этом схему балансировки с третьим шатуном оставили. В таком виде мотор получился одновременно мощным, тяговитым, резким и лишённым вибраций, при этом его надёжность сохранилась на прежнем уровне.

С исторической частью покончено, теперь давайте посмотрим, что изменилось за восемь лет, прошедшие между выпуском этих двух моделей – Nuda 900 и F900XR. Почему мы выбрали XR, а не его раздетого брата F900R? Всё дело в ходах подвески. На R они совершенно дорожные – 135 / 142 мм, а на XR более внедорожные – 170 / 172 мм, что ближе к «Нуде». R – обычный нейкед, мотоцикл сугубо дорожный, в то время как XR – кроссовер, который и на асфальте себя чувствует прекрасно, и по бордюрам поскакать не прочь, и на укатанной грунтовке не спасует. Итак, сравнение.

Двигатель

Оба мотора – рядные двойки объёмом почти 900 см3, которые притворяются «вэшками». Husqvarna косит под 45‑градусный твин Харлея, BMW – под 90‑градусный твин Ducati. Nuda балансируется ложным шатуном и грузом, XR – двумя балансировочными валами. Идея разная, но результат похож: оба двигателя не раздражают вибрациями и не заставляют совершать остановки каждые полчаса для того, чтобы размять занемевшие конечности, и приседать-прыгать, чтобы разогнать застоявшуюся кровь в ягодицах. Для обоих мотоциклов декларируется 105 л.с. мощности при одинаковых оборотах 8500. Старый мотор из Австрии почти «квадратный» – при 84 мм диаметра поршней их ход 81 мм. Новый мотор из Китая более короткоходный – 86 мм диаметр, 77 мм ход. Rotax лучше тянет на низах, но быстрее угасает в конце шкалы тахометра, Loncin просыпается чуть позже, но и крутится чуть дальше. На езде это практически никак не сказывается – мотоциклы одинаково разгоняются и с места, и на высшей, шестой передаче в движении, на таких комфортно ездить парой – нет догоняющего и отстающего, их возможности по мотору абсолютно одинаковые.

Даже по части расхода топлива примерно паритет, несмотря на удовлетворение разным нормам «Евро» и десять лет разницы в проектировании. Информация о переходе на резерв на обоих мотоциклах высветилась с разницей 800 метров. Ещё у этих моторов есть одна общая черта: они оба на холодную заводятся не с первого раза, а с третьего. После первых двух запусков они глохнут, поработав секунд по пять-шесть, а с третьего уже работают стабильно. Для F900XR этот баг уже исправили, надо только залить при плановом ТО новую прошивку, а вот для Nuda ничего нового не разрабатывают с 2014 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover

Что произойдёт, если забить на регламент своевременного обслуживания Range Rover

4x4 Club
Самый короткий путь на Килиманджаро, лучший рассвет в саванне и ночь на дне моря: 7 причин поехать в Танзанию Самый короткий путь на Килиманджаро, лучший рассвет в саванне и ночь на дне моря: 7 причин поехать в Танзанию

Что можно успеть сделать в Танзании этим летом

Forbes
Что ты такое? Что ты такое?

Для чего вообще нужен этот трёхколёсный аппарат?

Мото
Бронепоезда в ходе гражданской и мировых войн: как это устроено Бронепоезда в ходе гражданской и мировых войн: как это устроено

Жизнь отечественных бронепоездов началась в царской России и закончилась в СССР

Популярная механика
Хочу биг твин! Хочу биг твин!

Так уж повелось, что мотоциклы из Милуоки делят по семействам двигателей

Мото
Правила жизни Константина Богомолова Правила жизни Константина Богомолова

Театральный режиссер, Москва, 45 лет

Esquire
1951: прощание с «Москвой» 1951: прощание с «Москвой»

Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату

Мото
Радуга, харрасмент и УК Радуга, харрасмент и УК

Нетрадиционный взгляд на оживленную дискуссию

Огонёк
Три раза в день после еды Три раза в день после еды

Надо ли любить свои недостатки, особенно если это удается с трудом

Psychologies
В России бороться с боязнью химии будут с помощью VR-технологий В России бороться с боязнью химии будут с помощью VR-технологий

В ИТМО разрабатывают проект психокоррекционной программы по борьбе с хемофобией

Популярная механика
От «мира любой ценой» до мировой войны От «мира любой ценой» до мировой войны

Мюнхенский договор 1938 года оказался безуспешной попыткой предотвратить войну

Дилетант
Кисти для макияжа: какие нужны, виды, уход и как правильно выбрать? Кисти для макияжа: какие нужны, виды, уход и как правильно выбрать?

Всё о кистях для макияжа

Cosmopolitan
Отрывок их книги Дмитрия Бавильского «Красная точка» Отрывок их книги Дмитрия Бавильского «Красная точка»

Первые главы романа Дмитрия Бавильского «Красная точка»

СНОБ
Время рассматривать камни Время рассматривать камни

Индия вступила в борьбу с монументальными пережитками колониализма

Огонёк
Лофтус Холл: самый известный в Ирландии дом с привидениями Лофтус Холл: самый известный в Ирландии дом с привидениями

По местным приданиям, привидения в доме появились после визита самого дьявола

Maxim
Что делать, если мой гардероб состоит только из черных вещей Что делать, если мой гардероб состоит только из черных вещей

На примере молодого Тима Бертона разбираемся, как добавить в образы больше цвета

GQ
Легко заводятся: несколько аргументов в пользу того, почему стоит заводить больше детей, чем планируешь Легко заводятся: несколько аргументов в пользу того, почему стоит заводить больше детей, чем планируешь

Почему стоит заводить больше детей, чем планируешь?

Esquire
Углеродные звезды в два раза больше Солнца оказались основными поставщиками углерода Углеродные звезды в два раза больше Солнца оказались основными поставщиками углерода

Главными «поставщиками» углерода в Млечном пути были углеродные звезды

N+1
Очки в твою пользу Очки в твою пользу

Учимся правильно подбирать очки

Лиза
Феномен мертвой воды: почему погибли корабли Клеопатры Феномен мертвой воды: почему погибли корабли Клеопатры

Что такое мертвая вода и как она воздействует на корабли?

Популярная механика
La Vanguardia (Испания): полезно ли есть больше двух яиц в неделю? La Vanguardia (Испания): полезно ли есть больше двух яиц в неделю?

Сколько яиц можно есть и как рекомендуют их употреблять?

ИноСМИ
Самые странные, яркие и сумасшедшие увлечения российского бизнеса Самые странные, яркие и сумасшедшие увлечения российского бизнеса

Дмитрий Волков — о хобби, которые стали занимать больше времени, чем работа

СНОБ
The New Republic (США): что мы называем депрессией? The New Republic (США): что мы называем депрессией?

Как получилось, что теперь все стали страдать депрессией?

ИноСМИ
Обзор Saints Row The Third Remastered: базбашенное веселье Обзор Saints Row The Third Remastered: базбашенное веселье

Saints Row: The Third Remastered определенно заслуживает места в вашей коллекции

CHIP
Почему бренды стали активно сотрудничать с ремесленниками Почему бренды стали активно сотрудничать с ремесленниками

Почему ручное мастерство стало все чаще выходить на передний план

GQ
В Казань на выходные В Казань на выходные

Прогулочно-гастрономический маршрут по столице Татарстана и окрестностям

СНОБ
Создатели MSQRD рассказали об уходе из Facebook и новом проекте Loóna, в который уже инвестировала Наталья Водянова Создатели MSQRD рассказали об уходе из Facebook и новом проекте Loóna, в который уже инвестировала Наталья Водянова

Интервью с создателями приложения, которое помогает уснуть

VC.RU
Спад эпидемии тифа в варшавском гетто объяснили социальным дистанцированием Спад эпидемии тифа в варшавском гетто объяснили социальным дистанцированием

Официальная статистика смертности в варшавском гетто, похоже, была занижена

N+1
Оптический и цифровой зум: чем они отличаются? Оптический и цифровой зум: чем они отличаются?

Зум может быть двух типов, и они кардинально отличаются между собой

CHIP
Когда «плохие слова» хороши для психики Когда «плохие слова» хороши для психики

Ругаться — это плохо или хорошо?

Psychologies
Открыть в приложении