Интервью с японским хореографом и мастером буто Кацурой Кан

СНОБКультура

Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты

Беседовала Кристина Матвиенко

ELT_3561.jpg
Репетиция спектакля «ШексПИР». Фото: пресс-служба

В Электротеатре Станиславский прошли премьерные показы проекта «ШексПИР» режиссера Родиона Барышева. Пластический спектакль погружает зрителей в оккультный средневековый мир вселенной Уильяма Шекспира, для того чтобы осмыслить тексты классика через физический театр, перформативное сценическое искусство Японии, танец буто и даже кино. Хореографом постановки стал мастер буто и прямой ученик одного из основателей японского современного танца буто Тацуми Хиджиката — Кацура Кан. Куратор образовательных программ Электротеатра и критик Кристина Матвиенко поговорила с мастером о природе буто, работе с российскими танцовщиками и объединении буто с театром других культур.

Расскажите, пожалуйста, что такое буто? Можно ли назвать это направление искусства танцем?

Буто существует с 1959 года. Это было очень локальное и гротескное движение, которое изобрели в Японии после Второй мировой. Впрочем, буто развивалось не только в Японии — в Нью-Йорке и Париже тоже были группы. Художественное явление пришло из перформанс-арта, это не танец и не театр, это что-то странное. Мы, японцы, попытались после Второй мировой осознать нашу идентичность, насчет которой стали сомневаться. В то время мы просто не знали, кто мы есть. Можем ли мы попробовать что-то, что никто раньше не видел и не делал? Вот базовая идея буто.

Отправная точка создания буто также совпала с послевоенным авангардным движением. Мы хотели серьезно посмотреть на идентичность и понять ее через тело. В самом начале это авангардное движение было сюрреалистичным и словесным. Вы наверняка знаете знаменитых японских писателей вроде Юкио Мисимы. Так вот, их шокировало то, что они увидели в буто. В этих работах была сильная связь с сюрреализмом, только в новом, никогда не виденном ранее ключе. Множество мыслящих, умных людей стали интересоваться этим феноменом, в котором почувствовали поиск утерянной японской идентичности, связанной с древностью. В 1970-е буто появилось в Париже благодаря трем японским танцорам, которые делали кабаре-шоу. Успех их ждал грандиозный — французы ведь верили, что они лидеры в искусстве, а тут услышали какой-то вопрос, увидели что-то, что абсолютно не понимали, и почувствовали огромный потенциал. Потому что у танцоров буто не было идеи, они просто и серьезно показывали тело, существующее в реальности. Это недопонимание существовало с самого начала: французы верили в связь буто с экспрессионизмом и дзен-буддизмом. А японцы хотели начать с традиции, но делать интересные работы, соединяющие традицию и современность. Эта базовая идея и стала для европейцев глобальной. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как общаться с манипулятором: 5 готовых сценариев разговора Как общаться с манипулятором: 5 готовых сценариев разговора

Как сориентироваться и поступить, столкнувшись с манипулятором

Psychologies
Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером» Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

В театре про меня сказали: «Наглая! Все киношники наглые»

Караван историй
Правильный подарок Правильный подарок

Нумерология поможет не ошибиться с выбором подарка и найти идеальный презент

Лиза
История одной вещи: шапка-фернанделька, ставшая атрибутом пацанов 1980-х История одной вещи: шапка-фернанделька, ставшая атрибутом пацанов 1980-х

У такой вязаной шапки с узорами было несколько вариаций и еще больше имен

Правила жизни
Корица Корица

Почему вам стоит добавить корицу в свой рацион?

Здоровье
Когда проснется искусственный интеллект Когда проснется искусственный интеллект

Приведет ли создание «разумной» машины к радикальному изменению миропорядка

Монокль
«Один на один с малышом»: как общественное осуждение разлучало соло-матерей с детьми «Один на один с малышом»: как общественное осуждение разлучало соло-матерей с детьми

Отрывок из «Книги украденных детей» Джуди Кристи и Лизы Уингейт

Forbes
Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся» Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся»

История самой глубокой в мире скважины – «Кольской сверхглубокой»

Зеркало Мира
Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска

В Cybertruck есть гораздо больше, чем угловатый дизайн и невыполненные обещания

4x4 Club
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Потребители поддержали мясные цены Потребители поддержали мясные цены

Увеличившийся спрос стал стабилизирующим фактором на рынке свинины и птицы

Агроинвестор
Бить или не бить Бить или не бить

Эксперимент, поставленный на аукционных торгах

Автопилот
75% людей принимают приглашение в гости, куда вообще не хотят идти, чтобы никого не обидеть 75% людей принимают приглашение в гости, куда вообще не хотят идти, чтобы никого не обидеть

Что хуже: посетить вечеринку, на которую вы не хотите идти, или остаться дома?

Inc.
Переживая Фассбиндера Переживая Фассбиндера

Как Ханна Шигулла победила прошлое, не прощаясь с ним

Weekend
Создать нельзя заимствовать Создать нельзя заимствовать

Что такое для современной моды заимствования: зло или просто рабочий инструмент?

Grazia
Рецепт донны Тани Рецепт донны Тани

Майя Кучерская о бразильской балерине Татьяне Лесковой

Seasons of life
После мрака драка После мрака драка

«Крецул»: драма ослепшего дзюдоиста

Weekend
10 лучших спортивных российских фильмов XXI века: что смотреть, когда нет трансляций 10 лучших спортивных российских фильмов XXI века: что смотреть, когда нет трансляций

Спортивные фильмы XXI века: от хита середины нулевых до блокбастеров двадцатых

Forbes
Будущее сейчас Будущее сейчас

Андрей Лихачёв рассказал о том, что делает СберСити уникальным для России и мира

Robb Report
Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать

Программа Space Shuttle угодила в ловушку

Монокль
Малая авиация большой страны: куда долетит ТВС-2МС Малая авиация большой страны: куда долетит ТВС-2МС

О возможностях и перспективах легких самолетов в России и за ее пределами

ФедералПресс
Краснодар: станица-мегаполис Краснодар: станица-мегаполис

Население Краснодара растет, и это резко усиливает дефицит инфраструктуры

Монокль
А мне летать охота: как стать бортпроводником А мне летать охота: как стать бортпроводником

Плюсы и минусы работы бортпроводником

ТехИнсайдер
Большой корабль без большого плавания Большой корабль без большого плавания

«Урал» для «Коралла» или «Коралл» для «Урала»

Наука и Техника
Когда искусственный интеллект поработит человечество? Когда искусственный интеллект поработит человечество?

Искусственный интеллект выходит из-под контроля людей. Насколько это правда?

Монокль
Лана Дель Рей, Blur, Дельфин: лучшие музыкальные альбомы 2023 года Лана Дель Рей, Blur, Дельфин: лучшие музыкальные альбомы 2023 года

2023 год стал важной вехой в истории современной музыки

Forbes
«Диагноз» по селфи «Диагноз» по селфи

Иногда селфи может рассказать о человеке больше, чем тысяча слов

Здоровье
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и Техника
От Сервантеса до Эль Греко: каким был «золотой век» испанской культуры От Сервантеса до Эль Греко: каким был «золотой век» испанской культуры

Что такое «золотой век» испанской живописи

СНОБ
Лаконичность в деталях Лаконичность в деталях

Дизайн-микс из дорогой акцентной мебели и предметов, найденных на маркетплейсах

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении