Santa Wildberries: история одного развода
Объединение ведущего российского маркетплейса Wildberries и одного из лидеров рекламного рынка компании Russ может привести к появлению онлайн-гиганта мирового уровня. Но только если новая команда сумеет наладить бизнес-процессы с учетом интересов своих партнеров
Объединение ведущего российского маркетплейса Wildberries и лидера по объему рекламных площадей в России компании Russ вот уже несколько месяцев вызывает много вопросов как у партнеров компании, так и у экспертного сообщества. Прежде всего ставится под сомнение целесообразность слияния WB стоимостью под триллион рублей (так оценивает свою компанию ее создатель Татьяна Бакальчук) с компанией, которую эксперты оценивают многократно дешевле, а также распределение долей во вновь созданном совместном предприятии РВБ: Russ получила 35% акций, WB — 65%. При этом управлять новой компанией Татьяна Бакальчук полностью доверила своему новому партнеру — совладельцу Russ Роберту Мирзояну.
По расчетам основателей новой компании, РВБ получит большой синергетический эффект от слияния: за счет масштабных рекламных кампаний на площадях Russ на маркетплейс WB должны приходить больше покупателей и продавцов.
В совместных планах также выход РВБ на рынки Африки, Азии и Ближнего Востока, что для WB в самом деле необходимо после вынужденного ухода из стран Евросоюза.
Но прежде Роберт Мирзоян намерен выстроить в РВБ новую систему управления, поскольку в WB она была слишком «демократичной». Поставщики товаров пока не ощутили перемен от нового управленца: их по-прежнему терзают нередко несправедливыми и большими штрафами, ошибочными списаниями денег со счета, самым высоким тарифом на приемку товара на склад и прочими неприятностями. Все, чего они ждут от РВБ, — установление отсутствующей ныне обратной связи с компанией для более быстрого устранения часто ею же генерируемых ошибок в работе с партнерами.
Застенчивость как стимул действовать
История крупнейшего маркетплейса страны неразрывно связана с личностью ее основателя Татьяны Бакальчук и ее семьи. Впервые попробовать свои силы в интернет-торговле Татьяна решила в 2004 году — тогда этот бизнес только начал зарождаться. «Я всегда неуютно чувствовала себя в универмагах» при общении с продавцами и «стала думать, как покупать вещи, минуя магазины», — вспоминает Татьяна. Ее природная застенчивость и подтолкнула ее к созданию «бесконтактного магазина» по продаже одежды, обуви и аксессуаров европейских брендов. Название Wildberries («Лесная ягода») Татьяна придумала сама. Поначалу она сама дома комплектовала заказы. Затем подключила к делу сестру, тетю и нескольких знакомых, которые помогали с бухгалтерией, комплектацией заказов и отчасти их доставкой.
Муж Татьяны, IT-инженер Владислав Бакальчук, в то время занимался собственным бизнесом в области информационных технологий, однако в 2006 году он его продал, выручив порядка 3–4 млн долларов, и часть этих средств семья вложила в развитие Wildberries. Так начался уже общий бизнес, в котором Владислав впоследствии получил 1% акций (почему договорились именно так, история умалчивает).
Поначалу он взялся за новый бизнес с энтузиазмом: привлек партнера, Сергея Ануфриева, который взял на себя организацию службы безопасности, логистики и курьерской доставки. Сам Владислав отвечал за стратегию и ITнаправление (сегодня у WB собственная мощная IT-инфраструктура), а Татьяна занималась «стратегией», то есть переговорами с поставщиками, расширением ассортимента и продажами. Она начала напрямую закупать товары у ведущих брендов, таких как Adidas, Esprit, LTB, Nike, Puma, Levi’s, Mustang, Mexx, Geox, S. Oliver, Tommy Hilfiger и другие, продукцию которых Татьяне удавалось продавать по цене до 40% ниже рынка за счет исключения из цепочки посредников.
Семейный бизнес, созданный буквально «на коленке», начал бурно расти — отчасти из-за того, что онлайн-магазинов в то время было мало, отчасти из-за ноухау, придуманных самой Татьяной: она стала продавать товары без предоплаты, которую тогда практиковали почти все онлайн-продавцы, а также организовала первую в стране бесплатную доставку. И первая в стране ввела единую наценку на товары для всех покупателей России — 10% (а не 15% для москвичей и 30% для жителей остальных регионов страны, как было тогда у многих онлайн-магазинов в связи с разной удаленностью крупных складов Москвы от регионов). Все это с каждым годом внушительно увеличивало число покупателей и оборот компании. В 2008–2009 годах компания открыла первый собственный склад, поначалу только для своих товаров.
Кризисы — возможность для роста
Если в 2012 году выручка компании составила около 10 млрд рублей, то через два года уже 25 млрд. Но в 2014-м случился очередной экономический кризис, с обвалом рубля интернет-торговля приуныла: обороты упали у всех российских онлайн-магазинов. Тогда Бакальчуки и решили организовать первый в стране маркетплейс по аналогии с мировым лидером интернет-торговли американским Amazon, отказавшись от самостоятельной продажи товаров (за исключением некоторых дорогих сердцу Татьяны модных брендов). Бизнес-модель изменилась принципиально: они создали интернет-витрину для других поставщиков, оказывая им за комиссию услуги по обработке грузов на складе и доставке (к слову, их нынешний ближайший конкурент Ozon, ведущий историю с 1998 года как книжный онлайн-магазин, стал маркетплейсом лишь в 2018 году). Формат маркетплейса позволил WB уже в 2015 году стать самой популярной торговой интернет-площадкой Рунета с оборотом 30 млрд рублей. И это было только начало.
Вторая волна интенсивного развития компании пришлась на пандемию. Прибыль семья продолжала вкладывать в строительство новых складов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ), при этом кредитов компания почти не брала. В 2020 году, когда ближайшие конкуренты WB стали испытывать трудности из-за ограничения поставок и доставки товаров, бизнес семьи Бакальчук удвоился. «В то время Ozon вынужден был сократить свои программы лояльности для селлеров, повышать комиссии, Alibaba и вовсе сократил штат российских сотрудников на 40 процентов из-за падения продаж после прекращения авиасообщения в связи с карантином. А WB удалось привлечь к себе уходивших с этих площадок продавцов за счет организации бесконтактной доставки “до двери”, которую другие не рисковали вводить, боясь кражи товара, — говорит президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Но оказалось, что в пандемию покупателей все больше устраивала бесконтактная доставка “до двери” и, к удивлению конкурентов WB, никакого массового воровства “от двери” не произошло». Как результат, выручка WB в карантинном 2020 году выросла сразу в два раза по сравнению с прошлым годом — до 430 млрд рублей. Число заказов в 2020 году, которые покупатели сделали на площадке, тоже удвоилось — до 323,8 млн. Число пользователей онлайн-площадки выросло на 18 млн, до 40 млн человек (сейчас их 58,2 млн, у Ozon — 46,1 млн).
К концу 2023 года у компании было уже более 33 тыс. ПВЗ почти во всех крупных городах и населенных пунктах России, из которых более 13 тыс. работали по франшизе. Ozon в прошлом году опередил WB, заявив о доведении числа ПВЗ до 39 тыс., у «Яндекс.Маркета» их было 10 тыс. и только в этом году стало 15. Но с учетом ближнего зарубежья у WB 44 тыс. ПВЗ, в этом году компания намерена открыть еще 10 тыс. WB сейчас владеет и самой большой складской сетью в стране среди онлайн-ретейлеров площадью свыше 1,5 млн кв. м — это более десятка крупнейших распределительных хабов в крупных городах и свыше сотни небольших сортировочных центров, в том числе в небольших населенных пунктах. Количество продавцов, в том числе за счет развития инфраструктуры, на Wildberries увеличилось в 2022 году до 234 тыс. за полгода — это в 5,5 раза больше по сравнению с июнем 2020-го.
Этот задел обеспечил рост компании и в прошлом году, по итогам которого выручка WB составила 539 млрд рублей, увеличившись на 70% относительно предыдущего года. Общее число заказов на онлайн-платформе достигло 618,1 млн (+118% год к году). Чистая прибыль WB выросла до 19 млрд рублей, на 87%, как следует из данных Rusprofile. Оборот интернет-площадки за год увеличился примерно на 60%, до 2,5 трлн рублей. Для сравнения: по данным Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), в 2012 году весь объем онлайн-торговли страны оценивался в 450 млрд рублей, а в прошлом году он вырос до 6,4 трлн рублей, то есть WB занимает около трети онлайн-торговли страны (и более 50% оборота ведущих маркетплейсов — Ozon, «Яндекс.Маркет», Lamoda и «Мегамаркет»). Ближайший конкурент — Ozon — тоже вырос в прошлом году, но показатели у него скромнее, чем у WB: оборот увеличился в два раза, до 625,7 млрд рублей, выручка подросла на 37%, до 1228 млрд рублей. Но компания, как и в прошлом году, сгенерировала убыток в 18,2 млрд рублей (11,2 млрд годом ранее).
В своих последних интервью Татьяна Бакальчук вспоминает, что почему-то на самом пике роста бизнеса, к ее удивлению, Владислав начал терять к нему интерес. И новым этапом масштабирования семейного дела Татьяне, по ее словам, пришлось заниматься уже самой. А речь идет уже о мировой экспансии. Начиная с 2017 года компания открыла свои ПВЗ и шоурумы в Казахстане, Киргизии, Армении и Белоруссии. А в 2021 году «пандемийную» прибыль WB пустила в том числе на организацию выхода на рынки США (открыла ПВЗ в НьюЙорке), Германии, Франции, Италии, Испании, Польши, Израиля, Молдовы, Чехии, Словении и других. К 2023 году «империя» Wildberries охватывала уже 14 стран мира! Но геополитический кризис начала 2022 года спутал планы Татьяны: из стран ЕС пришлось уйти совсем из-за санкций, распродавая выкупленные склады и помещения под ПВЗ.