К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

МонокльБизнес

Santa Wildberries: история одного развода

Объединение ведущего российского маркетплейса Wildberries и одного из лидеров рекламного рынка компании Russ может привести к появлению онлайн-гиганта мирового уровня. Но только если новая команда сумеет наладить бизнес-процессы с учетом интересов своих партнеров

Александр Лабыкин

Создатель компании Wildberries Татьяна Бакальчук сегодня самая богатая женщина страны. Александр Щербак/ТАСС

Объединение ведущего российского маркетплейса Wildberries и лидера по объему рекламных площадей в России компании Russ вот уже несколько месяцев вызывает много вопросов как у партнеров компании, так и у экспертного сообщества. Прежде всего ставится под сомнение целесообразность слияния WB стоимостью под триллион рублей (так оценивает свою компанию ее создатель Татьяна Бакальчук) с компанией, которую эксперты оценивают многократно дешевле, а также распределение долей во вновь созданном совместном предприятии РВБ: Russ получила 35% акций, WB — 65%. При этом управлять новой компанией Татьяна Бакальчук полностью доверила своему новому партнеру — совладельцу Russ Роберту Мирзояну.

По расчетам основателей новой компании, РВБ получит большой синергетический эффект от слияния: за счет масштабных рекламных кампаний на площадях Russ на маркетплейс WB должны приходить больше покупателей и продавцов.

В совместных планах также выход РВБ на рынки Африки, Азии и Ближнего Востока, что для WB в самом деле необходимо после вынужденного ухода из стран Евросоюза.

Но прежде Роберт Мирзоян намерен выстроить в РВБ новую систему управления, поскольку в WB она была слишком «демократичной». Поставщики товаров пока не ощутили перемен от нового управленца: их по-прежнему терзают нередко несправедливыми и большими штрафами, ошибочными списаниями денег со счета, самым высоким тарифом на приемку товара на склад и прочими неприятностями. Все, чего они ждут от РВБ, — установление отсутствующей ныне обратной связи с компанией для более быстрого устранения часто ею же генерируемых ошибок в работе с партнерами.

Застенчивость как стимул действовать

История крупнейшего маркетплейса страны неразрывно связана с личностью ее основателя Татьяны Бакальчук и ее семьи. Впервые попробовать свои силы в интернет-торговле Татьяна решила в 2004 году — тогда этот бизнес только начал зарождаться. «Я всегда неуютно чувствовала себя в универмагах» при общении с продавцами и «стала думать, как покупать вещи, минуя магазины», — вспоминает Татьяна. Ее природная застенчивость и подтолкнула ее к созданию «бесконтактного магазина» по продаже одежды, обуви и аксессуаров европейских брендов. Название Wildberries («Лесная ягода») Татьяна придумала сама. Поначалу она сама дома комплектовала заказы. Затем подключила к делу сестру, тетю и нескольких знакомых, которые помогали с бухгалтерией, комплектацией заказов и отчасти их доставкой.

Муж Татьяны, IT-инженер Владислав Бакальчук, в то время занимался собственным бизнесом в области информационных технологий, однако в 2006 году он его продал, выручив порядка 3–4 млн долларов, и часть этих средств семья вложила в развитие Wildberries. Так начался уже общий бизнес, в котором Владислав впоследствии получил 1% акций (почему договорились именно так, история умалчивает).

Поначалу он взялся за новый бизнес с энтузиазмом: привлек партнера, Сергея Ануфриева, который взял на себя организацию службы безопасности, логистики и курьерской доставки. Сам Владислав отвечал за стратегию и ITнаправление (сегодня у WB собственная мощная IT-инфраструктура), а Татьяна занималась «стратегией», то есть переговорами с поставщиками, расширением ассортимента и продажами. Она начала напрямую закупать товары у ведущих брендов, таких как Adidas, Esprit, LTB, Nike, Puma, Levi’s, Mustang, Mexx, Geox, S. Oliver, Tommy Hilfiger и другие, продукцию которых Татьяне удавалось продавать по цене до 40% ниже рынка за счет исключения из цепочки посредников.

Семейный бизнес, созданный буквально «на коленке», начал бурно расти — отчасти из-за того, что онлайн-магазинов в то время было мало, отчасти из-за ноухау, придуманных самой Татьяной: она стала продавать товары без предоплаты, которую тогда практиковали почти все онлайн-продавцы, а также организовала первую в стране бесплатную доставку. И первая в стране ввела единую наценку на товары для всех покупателей России — 10% (а не 15% для москвичей и 30% для жителей остальных регионов страны, как было тогда у многих онлайн-магазинов в связи с разной удаленностью крупных складов Москвы от регионов). Все это с каждым годом внушительно увеличивало число покупателей и оборот компании. В 2008–2009 годах компания открыла первый собственный склад, поначалу только для своих товаров.

В прошлом году WB купила 1200 фур, что с учетом ее прежнего автопарка в несколько сотен машин сделало ее крупнейшей логистической компанией на рынке. Сергей Петров/news.ru/ТАСС

Кризисы — возможность для роста

Если в 2012 году выручка компании составила около 10 млрд рублей, то через два года уже 25 млрд. Но в 2014-м случился очередной экономический кризис, с обвалом рубля интернет-торговля приуныла: обороты упали у всех российских онлайн-магазинов. Тогда Бакальчуки и решили организовать первый в стране маркетплейс по аналогии с мировым лидером интернет-торговли американским Amazon, отказавшись от самостоятельной продажи товаров (за исключением некоторых дорогих сердцу Татьяны модных брендов). Бизнес-модель изменилась принципиально: они создали интернет-витрину для других поставщиков, оказывая им за комиссию услуги по обработке грузов на складе и доставке (к слову, их нынешний ближайший конкурент Ozon, ведущий историю с 1998 года как книжный онлайн-магазин, стал маркетплейсом лишь в 2018 году). Формат маркетплейса позволил WB уже в 2015 году стать самой популярной торговой интернет-площадкой Рунета с оборотом 30 млрд рублей. И это было только начало.

Вторая волна интенсивного развития компании пришлась на пандемию. Прибыль семья продолжала вкладывать в строительство новых складов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ), при этом кредитов компания почти не брала. В 2020 году, когда ближайшие конкуренты WB стали испытывать трудности из-за ограничения поставок и доставки товаров, бизнес семьи Бакальчук удвоился. «В то время Ozon вынужден был сократить свои программы лояльности для селлеров, повышать комиссии, Alibaba и вовсе сократил штат российских сотрудников на 40 процентов из-за падения продаж после прекращения авиасообщения в связи с карантином. А WB удалось привлечь к себе уходивших с этих площадок продавцов за счет организации бесконтактной доставки “до двери”, которую другие не рисковали вводить, боясь кражи товара, — говорит президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Но оказалось, что в пандемию покупателей все больше устраивала бесконтактная доставка “до двери” и, к удивлению конкурентов WB, никакого массового воровства “от двери” не произошло». Как результат, выручка WB в карантинном 2020 году выросла сразу в два раза по сравнению с прошлым годом — до 430 млрд рублей. Число заказов в 2020 году, которые покупатели сделали на площадке, тоже удвоилось — до 323,8 млн. Число пользователей онлайн-площадки выросло на 18 млн, до 40 млн человек (сейчас их 58,2 млн, у Ozon — 46,1 млн).

К концу 2023 года у компании было уже более 33 тыс. ПВЗ почти во всех крупных городах и населенных пунктах России, из которых более 13 тыс. работали по франшизе. Ozon в прошлом году опередил WB, заявив о доведении числа ПВЗ до 39 тыс., у «Яндекс.Маркета» их было 10 тыс. и только в этом году стало 15. Но с учетом ближнего зарубежья у WB 44 тыс. ПВЗ, в этом году компания намерена открыть еще 10 тыс. WB сейчас владеет и самой большой складской сетью в стране среди онлайн-ретейлеров площадью свыше 1,5 млн кв. м — это более десятка крупнейших распределительных хабов в крупных городах и свыше сотни небольших сортировочных центров, в том числе в небольших населенных пунктах. Количество продавцов, в том числе за счет развития инфраструктуры, на Wildberries увеличилось в 2022 году до 234 тыс. за полгода — это в 5,5 раза больше по сравнению с июнем 2020-го.

Этот задел обеспечил рост компании и в прошлом году, по итогам которого выручка WB составила 539 млрд рублей, увеличившись на 70% относительно предыдущего года. Общее число заказов на онлайн-платформе достигло 618,1 млн (+118% год к году). Чистая прибыль WB выросла до 19 млрд рублей, на 87%, как следует из данных Rusprofile. Оборот интернет-площадки за год увеличился примерно на 60%, до 2,5 трлн рублей. Для сравнения: по данным Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), в 2012 году весь объем онлайн-торговли страны оценивался в 450 млрд рублей, а в прошлом году он вырос до 6,4 трлн рублей, то есть WB занимает около трети онлайн-торговли страны (и более 50% оборота ведущих маркетплейсов — Ozon, «Яндекс.Маркет», Lamoda и «Мегамаркет»). Ближайший конкурент — Ozon — тоже вырос в прошлом году, но показатели у него скромнее, чем у WB: оборот увеличился в два раза, до 625,7 млрд рублей, выручка подросла на 37%, до 1228 млрд рублей. Но компания, как и в прошлом году, сгенерировала убыток в 18,2 млрд рублей (11,2 млрд годом ранее).

В своих последних интервью Татьяна Бакальчук вспоминает, что почему-то на самом пике роста бизнеса, к ее удивлению, Владислав начал терять к нему интерес. И новым этапом масштабирования семейного дела Татьяне, по ее словам, пришлось заниматься уже самой. А речь идет уже о мировой экспансии. Начиная с 2017 года компания открыла свои ПВЗ и шоурумы в Казахстане, Киргизии, Армении и Белоруссии. А в 2021 году «пандемийную» прибыль WB пустила в том числе на организацию выхода на рынки США (открыла ПВЗ в НьюЙорке), Германии, Франции, Италии, Испании, Польши, Израиля, Молдовы, Чехии, Словении и других. К 2023 году «империя» Wildberries охватывала уже 14 стран мира! Но геополитический кризис начала 2022 года спутал планы Татьяны: из стран ЕС пришлось уйти совсем из-за санкций, распродавая выкупленные склады и помещения под ПВЗ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чубайс в дверь, проблемы в окно Чубайс в дверь, проблемы в окно

Посмеиваясь над испанскими энергетиками, мы упускаем из виду нашу энергосистему

Монокль
«Рыжий и был этим временем» «Рыжий и был этим временем»

Семен Серзин о Борисе Рыжем и своем фильме «Рыжий»

Weekend
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Владивосток: зрелища и смыслы Владивосток: зрелища и смыслы

Во Владике есть на что посмотреть и что оценить

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Читаем Читаем

Книги, в которых Питер становится то декорацией, то полноценным героем

СНОБ
Наши сияющие 30 Наши сияющие 30

О том, как меняются наши взгляды на красоту и возраст

Новый очаг
Соленый папоротник и мороженое из грибов: что пробовать на Камчатке Соленый папоротник и мороженое из грибов: что пробовать на Камчатке

Самые аутентичные блюда Камчатки

СНОБ
Из Древней Руси – в космос Из Древней Руси – в космос

Захватывающее дух путешествие по страницам истории на Спасской земле

Отдых в России
Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна

Чего стоит погоня за технологичностью, почему ИИ пока не может заменить человека

Forbes
Где посмотреть современный арт в Казанском кремле Где посмотреть современный арт в Казанском кремле

Как в Казани старинные постройки получают новую жизнь и новые смыслы

Psychologies
Что значит на подростковом языке слово «эщкере»? Что значит на подростковом языке слово «эщкере»?

Почему подростки используют сленговые слова?

Psychologies
Земля кипящая Земля кипящая

Долина гейзеров на полуострове Камчатка уникальна в мировом масштабе

Лиза
Французские и русские Сент-Илеры Французские и русские Сент-Илеры

Чем знамениты русские представители фамилии Сент-Илеров

Наука и техника
Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов

Похоже, в текущем десятилетии человечество все же сделает шаг в воду

ТехИнсайдер
На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков На приеме у психолога Аристокла: проблемы человека XXI века глазами древних греков

Историо-Терапия: можно ли в прошлом найти ответы на непростые вопросы?

Psychologies
Ученые анализируют «инопланетную песню», доносящуюся из Марианской впадины Ученые анализируют «инопланетную песню», доносящуюся из Марианской впадины

Неудивительно, что Марианская впадина до сих пор таит свои секреты

ТехИнсайдер
Не навреди: чем может быть опасен гипноз Не навреди: чем может быть опасен гипноз

Какую опасность могут скрывать сеансы гипноза?

ТехИнсайдер
Жизнь рядом с человеком с ПТСР: как общаться, чтобы помочь — подробная инструкция от психолога Жизнь рядом с человеком с ПТСР: как общаться, чтобы помочь — подробная инструкция от психолога

Как обращаться с человеком с посттравматическим стрессовым расстройством

Psychologies
Не только скорость Не только скорость

Скорость у лодок Pershing не является альтернативой эстетики и комфорта

Y Magazine
Единичный случай Единичный случай

Что означает число 1 в ангельской нумерологии и как этим правильно пользоваться

Лиза
Вечный ЗОЖ Вечный ЗОЖ

Почему любительский спорт переживает ренессанс

Men Today
Золотые фотографии Золотые фотографии

В 1880 году Русское географическое общество получило уникальный дар...

Вокруг света
Что сильнее губит экологию: электрокары или двигатели внутреннего сгорания Что сильнее губит экологию: электрокары или двигатели внутреннего сгорания

С ростом популярности электромобилей появляются сомнения насчет их экологичности

Maxim
Отпускная депрессия: что делать, если нет сил нормально работать после отдыха Отпускная депрессия: что делать, если нет сил нормально работать после отдыха

Что делать, если «сложно возвращаться на работу» превращается в «невыносимо»?

VOICE
Наука, способная предсказывать: как математика помогает бороться с глобальным потеплением Наука, способная предсказывать: как математика помогает бороться с глобальным потеплением

Какую фундаментальную роль математика играет для технологического прогресса?

Inc.
Александра Урсуляк: «Вечером я — Ермолова, а с утра я «у станка» Александра Урсуляк: «Вечером я — Ермолова, а с утра я «у станка»

«Даже «розовая героиня» не должна переживать, что переходит на возрастные роли»

Караван историй
«Принцесса палеонтологии»: как Мэри Эннинг первой нашла скелеты доисторических ящеров «Принцесса палеонтологии»: как Мэри Эннинг первой нашла скелеты доисторических ящеров

Как находки Мэри Эннинг перевернули представления о доисторической жизни

Forbes
«Реалити-шоу срывает все маски» «Реалити-шоу срывает все маски»

Женя Кривцова о Колумбии, жизни под прицелом телекамеры и дворовом детстве

OK!
Творческий район Творческий район

Светлый, уютный интерьер с приятными тёплыми оттенками и яркими акцентами

Идеи Вашего Дома
«Подай знак»: режиссерский дебют актрисы Зои Кравиц о злоупотреблении властью «Подай знак»: режиссерский дебют актрисы Зои Кравиц о злоупотреблении властью

Как фильм «Подай знак» привлекает к проблеме гендерного неравенства?

Forbes
Открыть в приложении