Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна
Волна «хайпа» по искусственному интеллекту постепенно проходит, уступая место этапу планомерного внедрения новых технологий в повседневность. И если к решениям, позволяющим генерировать фото и видео, претензий нет, то ИИ-боты, с помпой внедряемые бизнесом в общение с клиентами, нередко вызывают вопросы. О том, какое будущее нас ждет, чего стоит погоня за технологичностью и почему ИИ пока не может заменить человека, рассуждает генеральный директор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин.
Новая надежда
Конечно, сегодня автоматизация с помощью ИИ — один из главных и самых «горячих» технологических трендов. Решения на базе искусственного интеллекта, в том числе использующие генеративные языковые модели, активно внедряются как в B2C-, так и в B2B-сегментах. По оценкам аналитиков, мировой объем рынка ИИ-чат-ботов вырастет к 2033 году с нынешних $6 млрд до почти $67 млрд.
В России тенденция точно такая же: страна вошла в топ-10 государств, лидирующих в вопросе внедрения ИИ, а в 2023 году объем рынка ИИ внутри России достиг почти 650 млрд рублей, увеличившись на 18% по отношению к позапрошлому году. Подтверждают эти цифры и темпы внедрения новых технологий в бизнес: уже сегодня доля маркетплейсов с внедренными чат-ботами достигает 75%, а около 70% кредитно-финансовых организаций из топ-30 используют боты с разным процентом автоматизации. Не отстает и промышленность и прочие сферы: так, свыше четверти российских промышленных предприятий уже внедряют искусственный интеллект, 16% медучреждений уже используют ИИ, и более 30% — планируют начать делать это в ближайшее время.
Иными словами, если рассмотреть степень внедрения ИИ с помощью Кривой Гартнера (описывающей цикл зрелости технологий), отображающей проникновение, уровень адаптации и социального влияния технологий, то выход на плато продуктивности (при котором инновации становятся частью повседневности) более чем близок. Откровенно говоря, ИИ уже сегодня мало кого может удивить: он стал если не must have, то как минимум одним из самых важных элементов любой стратегии развития.
Да, ИИ способен проектировать ракетные двигатели или даже участвовать в разработке программируемых организмов, но сейчас основной бизнес массово делает фокус на языковые модели, способные заменить человека в первую очередь на позициях, требующих общения или работы с информацией. Консультанты, сотрудники техподдержки и прочие специалисты, работающие с людьми, уже сейчас ощущают «натиск» со стороны технологий. Но здесь не все так просто — рады нововведениям далеко не все.