Семен Серзин о Борисе Рыжем и своем фильме «Рыжий»

WeekendРепортаж

«Рыжий и был этим временем»

Семен Серзин о Борисе Рыжем и своем фильме «Рыжий»

2021. Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

В прокат выходит «Рыжий», фильм об уральском поэте Борисе Рыжем, покончившем с собой 7 мая 2001 года в возрасте 26 лет. Фильм застает героя на пороге славы в конце 1990-х — накануне первой московской публикации в «Знамени», получения премии «Антибукер», выступления на поэтическом фестивале в Роттердаме — и внезапно обрывается за год до самоубийства. Бориса Рыжего сыграл петербургский андерграундный поэт и музыкант Евгений Алехин, фронтмен группы «Макулатура», в кадре вместе с ним существуют как известные актеры (друга Рыжего эксцентричного поэта Романа Тягунова играет Евгений Ткачук), так и деятели современного искусства: в эпизоде промелькнет поэт и музыкант Леха Никонов с гитарой, который играет словно бы самого себя, а Олег Гаркуша неожиданно перевоплощается в Евгения Евтушенко. За весь этот уральский шик на экране отвечает Семен Серзин, создатель петербургского «Невидимого театра», режиссер «Человека из Подольска» и исполнитель главной роли в фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». О том, почему «Рыжий» — это антибайопик, Семен Серзин рассказал Константину Шавловскому.

Когда и как в вашей жизни появились стихи Бориса Рыжего?

Лет десять назад я случайно взял с полки его книжку, открыл, и случился, как говорится, «мэтч»: ты читаешь — и тебе сразу заходит, прямо все попадает в тебя. Я и раньше, конечно, про него слышал, потому что много работал в Екатеринбурге, и когда мы с ребятами из «Коляда-театра» делали спектакль про Башлачева, то в нем по касательной затрагивалась и история Рыжего. Но тогда почему-то мне не захотелось его прочесть.

Из этого томика родился ваш спектакль «Как хорошо мы плохо жили» по стихам Рыжего?

Да, я позвал ребят из «Невидимого театра», мы четыре дня посидели, полистали, выбрали то, что нам понравилось, и придумали спектакль.

Как связаны спектакль и фильм?

Почти никак, только стихами. В спектакле самого Рыжего как героя нет — его по очереди там играют все. Вообще, для меня Рыжий — это в первую очередь не биография, а мироощущение. Мне казалось важным — что в спектакле, что в фильме — рассказывать не столько про него самого, сколько про то, каким он видел мир вокруг себя, Екатеринбург середины-конца девяностых, своих друзей. Когда я встретился с продюсером Пашей Бурей, у меня в голове крутилось название «Бандиты и поэты» по строчке Рыжего.

А с родственниками Рыжего вы общались?

Нет, общался сценарист Савва Минаев. Когда я подключился к проекту, уже была договоренность с родственниками, куплены права и написан первый драфт. Не было только режиссера. Савва ездил в Екатеринбург, где познакомился с лучшим другом Рыжего поэтом Олегом Дозморовым, и тот два дня водил его по Екатеринбургу, рассказывая об их жизни.

Большой ли был кастинг на главную роль и почему вы остановились на Евгении Алехине?

Кастинг был очень долгим, мучительным и разнообразным. Мы целый год с Вовой Головым, прекрасным кастинг-директором, искали Рыжего, и он же и предложил в итоге попробовать Алехина. К тому моменту, чтоб вы понимали, мы уже даже отправляли сценарий какому-то немецкому артисту, который был внешне и по психофизике чем-то похож. А прямо перед Алехиным на пробы пришел прекрасный парень, солист Большого театра, и нам обоим — и мне, и ему, хотя он хорошо подготовился,— было понятно, что мы идем куда-то не туда. А потом появился Алехин, и я сразу понял, что работать вместе нам, конечно, будет практически невозможно. Но появилось ощущение, что я его нашел.

Алехин сильно старше своего героя — почему вы решили так поднять возрастную планку?

Ну, Алехина же не сделаешь моложе. По паспорту — да, он старше. Но, как мне кажется, по характеру — нет, нисколько. Я просто увидел в нем какую-то неуемность, которая, как мне кажется, была у Рыжего. Ну и, конечно, большую роль сыграло то, что Алехин сам поэт, который остро чувствует и воспринимает действительность. Рефлексирует, хотя и закрывается от собственной рефлексии, как только может. Он такой достаточно ершистый чувак, но при этом периодически какой-то супернежный, у него такие сильные перепады в общении. Вообще, конечно, люди, которые пишут стихи,— они существуют в каком-то таком двоемирии. Я вот себя вспоминаю, когда у меня, очень редко, что-то получалось написать в рифму,— это были моменты, когда у тебя ну просто другая температура тела. Если ты пишешь стихи, то жить обычной жизнью одновременно с этим, по-моему, невозможно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
Феминизм, магический реализм и жизнь самой жестокой королевы: 7 лучших книг африканских писателей Феминизм, магический реализм и жизнь самой жестокой королевы: 7 лучших книг африканских писателей

Африканская литература: о правах женщин, любви и национальной идентичности

Правила жизни
Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...» Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...»

Я учусь смиряться, принимать себя

Коллекция. Караван историй
8 потрясающих фактов о фильме «Битлджус» 8 потрясающих фактов о фильме «Битлджус»

«Битлджус» — фильм, который открыл для нас невиданный мир черных комедий

Maxim
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
Дмитрий Астрахан: «Страшно не объясниться в любви, может порушиться жизнь» Дмитрий Астрахан: «Страшно не объясниться в любви, может порушиться жизнь»

«Хотелось сделать театр, про который зритель знает: там будет ярко, зрелищно»

Караван историй
Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой

Основательница exeDrive Юлия Воликова — о своих предпринимательских неудачах

Inc.
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Антик с гвоздикой Антик с гвоздикой

В наше время ароматная гвоздика из драгоценного товара стала заурядной пряностью

Наука и жизнь
Важная телеграмма Важная телеграмма

Станет ли арест Павла Дурова концом глобального свободного интернета?

Монокль
Полный «Каос»: почему сериал Netflix о богах на Олимпе называют лучшим проектом года Полный «Каос»: почему сериал Netflix о богах на Олимпе называют лучшим проектом года

«Каос»: сатирический сериал о тирании и пьянящем всемогуществе

Forbes
Что сделает вас успешным лидером? Эксперт рассказал, какой юмор нужно использовать! Что сделает вас успешным лидером? Эксперт рассказал, какой юмор нужно использовать!

Самоуничижение — полезный инструмент для людей, которые хотят получить внимание

ТехИнсайдер
Разворот к человечности Разворот к человечности

Выход из социально-политического кризиса лежит в новом взгляде на человека

Монокль
«Русагро» переработает рапс в Кузбассе «Русагро» переработает рапс в Кузбассе

На будущем предприятии ГК «Русагро» планируется перерабатывать 1 млн т рапса

Агроинвестор
Техника Техника

Какой же гаджет объявить символом роскоши минувшего двадцатилетия?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
И не друг, и не враг, а так: как ИИ-разработчики развивают этические стандарты И не друг, и не враг, а так: как ИИ-разработчики развивают этические стандарты

Как разработчики ИИ реализуют известный принцип «не навреди»

Forbes
Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают

Кем быть? Как найти дело, которое не только нравится, но и приносит деньги?

Forbes
«Ужасающее число»: как разобраться в устройстве мира с помощью математики «Ужасающее число»: как разобраться в устройстве мира с помощью математики

Как математические идеи и методы могут быть применены к реальным проблемам?

Forbes
Куда поедут российские шрот и жом Куда поедут российские шрот и жом

Пошлины на импорт продукта в ЕС могут привести к профициту на внутреннем рынке

Агроинвестор
«Револьвер»: стоит ли смотреть новый корейский триллер с мажором Чжи Чан Уком и очень хитрым Ли Джон Джэ «Револьвер»: стоит ли смотреть новый корейский триллер с мажором Чжи Чан Уком и очень хитрым Ли Джон Джэ

«Револьвер»: история о женщине в беде, которая спасает саму себя

VOICE
Как стирать рубашки: 8 советов сотрудников прачечной Как стирать рубашки: 8 советов сотрудников прачечной

Рубашки определенно нуждаются (и заслуживают!) в особой процедуре стирки

VOICE
14 октября в Киришах 14 октября в Киришах

Больше двух лет я работал на этой стройке диспетчером СМУ-58 стройтреста 46...

Дилетант
«Бабий Яр. Реалии» «Бабий Яр. Реалии»

Фрагмент из книги о реакции евреев и их соседей на приказ явиться на расстрел

N+1
Скажите «Нихао!» Скажите «Нихао!»

Правила этикета сделают переговоры с китайскими партнёрами более эффективными

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Полевые биологи в лицах» «Полевые биологи в лицах»

Каково изучать мант в естественной среде обитания

N+1
Главные новые музыкальные альбомы осени-2024 Главные новые музыкальные альбомы осени-2024

«Сноб» рассказывает о самых ожидаемых альбомах этой осени

СНОБ
Артиллерия в новом веке Артиллерия в новом веке

Основные направления развития рынка артиллерийского вооружения

Обозрение армии и флота
Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи

Андрей Шаповалов о том, почему шаманские ритуалы не такие, как думают обыватели

СНОБ
Творческий поток: почему лучшие идеи приходят к нам в самых неожиданных ситуациях Творческий поток: почему лучшие идеи приходят к нам в самых неожиданных ситуациях

Что такое «блуждание ума» и почему оно помогает найти неожиданные решения

Forbes
Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель

Дирижер Филипп Чижевский — о музыке, путешествиях и эмоциях

СНОБ
Открыть в приложении