Чубайс в дверь, проблемы в окно
Посмеиваясь над испанскими энергетиками, мы упускаем из виду нашу российскую энергосистему. А зря. В ближайшую пятилетку она сулит нам много сюрпризов. Причем, учитывая сроки реализации проектов (ТЭС в России в среднем строится 8–10 лет), время уже упущено и теперь локальные, но очень неприятные кризисы неминуемы.
Благоденствие последнего десятилетия объяснимо. После реформы РАО ЕЭС и контрреформы, развернувшейся после, российская электроэнергетика выпала из фокуса правительства, экспертного сообщества и СМИ. Крупные российские компании — «Газпром», «Росатом», СУЭК, «ИнтерРАО» и «Русгидро» — взяли под свою заботу основную генерацию страны. И казалось, что наступила госкапиталистическая идиллия: станции работали, крупных аварий не случалось, даже на энергодефицитный Калининград, Крым и новые регионы России электричество нашлось.
Тем не менее рост промышленного производства в России, наблюдающийся в последние годы, происходит не в вакууме. Любой завод подключается к энергосистеме. Электричество нужно для новых ЖК, больниц, дорог, аэропортов — всего того, что массово строилось в последние годы. За счет этого наблюдался ежегодный и системный прирост спроса на электроэнергию. И в целом под этот рост резервы в России были.
Особенно динамично спрос увеличивается в локальных энергосистемах Юга, Сибири и Дальнего Востока — регионах опережающего роста. Если по всей стране средний прирост спроса за последнее десятилетие составлял 1,1% в год, то в ОЭС Юга и Дальнего Востока — более 3% в год. Темпы «китайско-индийские».
Но именно на Дальнем Востоке и Юге исторически наихудшая инфраструктурная насыщенность. Перекинуть электроэнергию из Центральной России сюда не получится: мощностей имеющихся ЛЭП для удовлетворения растущего спроса на горизонте даже пяти лет не хватит. Да и на том же Дальнем Востоке нет единой энергосистемы — есть отдельные энергоострова, в каждом из которых свои локальные проблемы. Где-то избыток энергии, где-то острый дефицит, где-то изношены сети и т. д.