Рентабельное яблоко полного цикла
Компания «Брянский сад» высадила миллион колонновидных яблонь в лесу, построила первую очередь ультрасовременного плодохранилища и теперь подбирает варианты переработки будущего урожая, чтобы ни одно яблоко не пропало
Сюда, в глухомань, мимо заброшенных деревень Павлинки, Задня и Сельцо ведет только одна дорога, по которой можно проехать в сельскохозяйственные угодья компании «Брянский сад». И справа, и слева от дороги — смешанный лес, сырые болотистые низины, луга, заросшие травой. И вдруг открывается вид на делянку со стройными рядами невысоких колонновидных яблонь, подвязанных к опоре и расположенных на расстоянии 80 сантиметров друг от друга. Интенсивный промышленный сад здесь, в Клетнянском районе, известном своими клюквенными болотами? Вот это чудо! Не меньше были удивлены все местные жители, когда увидели в 2019 году первые саженцы яблонь за околицей.
Однако у «чуда» оказался точный рецепт, прописанный специалистами, которые проводили почвенноклиматические изыскания на местности и пришли к выводу, что саду здесь самое место. Во-первых, в этом районе с 1946 года не было града и порывистых ветров, что для промышленного садоводства критично, так как град, выпавший даже единожды в сезон, способен испортить товарный вид яблок. В более южных регионах для решения проблемы над деревьями приходится устанавливать защитные сетки, что влечет за собой дополнительные расходы. Во-вторых, у колонновидных сортов небольшая корневая система, поэтому для всех интенсивных садов предусмотрен искусственный полив, иначе крупных и сочных плодов не увидеть. Но в Клетнянском районе столько природной влаги и дождей, что дополнительный полив растениям не требуется: яблоки отлично зреют в естественных условиях, хотя специалисты первоначально смонтировали систему трубопроводов для капельного орошения. И в-третьих, почва, не истощенная активным земледелием, способна щедро отдавать свои минеральные богатства.
Наверное, поэтому, едва войдя в современное плодохранилище, тоже являющее собой чудо цивилизации в лесу, мы услышали пряный аромат яблок, заполнивший все огромное помещение. А когда мы поняли, что так пахнут яблоки «гренни смит» в тележке, удивились еще больше: неужели у этого сорта, который на прилавках магазинов выглядит скорее как пластмассовый муляж, есть аромат? Оказывается, есть! А еще в нем есть сладость: в брянских «гренни» содержится до 20% сахара, тогда как в обычных яблоках его не более 10–12%. Сочное яблоко хрустит на зубах — и это в начале мая, то есть спустя более чем полгода хранения. Когда осенью прошлого года новый урожай яблок появился на прилавках сети «Магнит» в Петербурге, покупатели вдыхали их запах полной грудью и спрашивали друг друга: «Неужели нас будут кормить натуральными фруктами?»
Теперь отведать брянских яблок смогут не только петербуржцы: в 2023 году молодой сад в миллион яблонь, посаженный на делянках общей площадью 260 гектаров, дал 2300 тонн урожая, в 2024-м ожидается порядка 5000 тонн, а при выходе на полную мощность через несколько лет сад должен приносить до 15–18 тыс. тонн. В масштабах отрасли это около 1%, что для нового бренда очень неплохо (в начале 2000-х с такой долей рынка впервые появились на широкой публике «Сады Придонья»). По данным Росстата, в 2023 году производство яблок промышленного выращивания составило в России 1,79 млн тонн, на 11,2% больше показателей 2022 года. Это значит, что активно плодоносить начинают десятки интенсивных садов, которые стали закладывать после 2014 года, когда в качестве ответных мер на санкции Запада правительство ограничило ввоз в страну польских фруктов. Одним из показателей растущего насыщения рынка отечественными яблоками является факт постоянного снижения объемов импорта. Так, в 2022 году за границей было закуплено 503,6 тыс. тонн продукции, а уже в 2023-м — 312,8 тыс., то есть на 38% меньше.
В этом же русле импортозамещения движется и компания «Брянский сад», которую в 2017 году создали Олег и Вячеслав Кобецы. И для отца, и для сына сад стал дорогим сердцу семейным делом, хотя в их жизни хватает и других забот. Вячеслав возглавляет промышленную группу МБК из более чем десятка предприятий, куда входит и «Брянский сад», а кроме того, профессионально занимается спортом — он двукратный чемпион мира, чемпион Европы и двукратный чемпион России по джиу-джитсу. Олег — полный кавалер орденов «Шахтерская слава», прошел путь от механика до директора шахты, много лет руководил угольными предприятиями Кузбасса, позже занимался стивидорной деятельностью (грузовые операции в порту) по перевалке угля в Калининграде, пока судьба удивительным образом не привела его в садоводство.
Сегодня «Брянский сад» — их флагманский проект; с 2017 года инвестиции в закладку сада составили 700 млн рублей, еще 500 млн потребовалось на строительство первой очереди плодохранилища с регулируемой газовой средой (РГС) на 5000 тонн. Компания надеется выйти в плюс уже в текущем году, а окупить вложенные средства через пять лет. Впрочем, расходов у владельцев по-прежнему много: в планах еще две очереди плодохранилища, а также приобретение оборудования для переработки фруктов, товарные характеристики которых не позволяют реализовать их в свежем виде.
«Урожай в садах заказывает Бог»
Это выражение Олег Кобец впервые услышал в 2015 году, когда посещал Республику Сербскую — самопровозглашенное в 1992 году государство, входящее в состав Боснии и Герцеговины. Первоначальной целью поездки бизнесмена были консультации по разработке угольного месторождения: вся жизнь Олега связана с добывающей промышленностью. А потом сербы предложили россиянину полюбоваться яблоневыми садами, которыми славится Балканский полуостров. Кобец был восхищен их красотой. И подумал о том, что судьба шахтеров — трудиться в темноте, извлекая уголь из недр земли, а судьба садовников — давать людям прекрасные плоды, ежедневно наслаждаясь гармонией природы.